19 апреля исполняется 130 лет одному из самых известных краеведческих музеев России - хабаровскому музею имени Николая Ивановича Гродекова. Именно он, Приамурский генерал-губернатор, первым пожертвовал крупные личные средства на устройство музея, передал ему богатейшие коллекции по этнографии, приобрел книги, картины, старинные монеты, положил начало художественному отделу музея, открытого в 1894 году.
В 1902 году Приамурский отдел Императорского Русского Географического общества обратился с ходатайством в Министерство внутренних дел о присвоении музею имени Гродекова и получил разрешение.
Первые музейные коллекции сложились из многочисленных пожертвований членов Приамурского отдела Географического общества и жителей города. А всего через шесть лет хабаровский музей стал одним из крупнейших в России. Его коллекции были представлены на российских и международных выставках в Новгороде, Казани, Чикаго, а на всемирной выставке 1900 года в Париже музей был удостоен золотой медали.
Лучшими периодами в истории Гродековского были годы, когда его возглавляли выдающиеся ученые и писатели Владимир Клавдиевич Арсеньев и Всеволод Петрович Сысоев. Первый дважды стоял во главе музея (с 1910 по 1919 годы и в 1924-1925 годах) и заложил те главные направления его работы, которые принесли музею мировую известность. Экспозиции регулярно пополнялись археологическими, ботаническими, зоологическими и этнографическими коллекциями, привезенными Арсеньевым из экспедиций по Дальнему Востоку. Их можно увидеть и сегодня - панцирь чжурчженьского воина из раскопок у железнодорожного моста в Хабаровске, средневековые сосуды из могильника у Бешеной протоки, алеутская шляпа-козырек "чугудек" - по количеству бусин, нанизанных на китовый ус, судили об удачливости морского охотника. Известны всего два подобных головных убора, второй хранится в Британском музее Лондона.
А в шестидесятые годы прошлого столетия музей возглавил арсеньевский ученик, ученый-охотовед и писатель Всеволод Петрович Сысоев, при котором Гродековский удостоился в 1967 года звания "Лучший музей СССР". Всеволод Петрович был хорошо знаком с династиями дальневосточных тигроловов Богачевыми и Черепановыми. Вместе с ними участвовал в отлове по госзаказу более 70 тигров, красочно описав это в своих книгах. И тоже возвращался из экспедиций с ценнейшими экспонатами, которые украшают сегодня музей - прекрасно сохранившаяся нанайская берестяная оморочка, редчайшая птица чешуйчатый крохаль.
Ну а топ-5 самых-самых экспонатов и экспозиций осмелюсь предложить "Родине" в своем видении.
Братина Амурского казачьего войска
Уникальный предмет казачьего быта второй половины XIX века. Небольшой бочонок с девятью кружками по бокам и поддоном выполнен в "царском серебре", в расписном славянском стиле, - богато изукрашенный тонкой чеканкой. По бокам двенадцать шутливых поговорок, вроде этих: "Мы, казаки, во всем простаки, говорить красно не умеем, душу имеем простую, а сердце у нас как чистый алмаз", "Атаману первая чарка и первая палка". Братина была выполнена на заказ в ювелирной мастерской Хлебникова в Москве в 1867 году. Пережив все революции и потрясения, в середине двадцатого века казачья реликвия оказалась в Гродековском музее, правда кто-то из посетителей ухитрился украсть две кружки.
Панорама "Волочаевская битва"
Пристроена в 1975 году к главному корпусу музея. Хотя идея ее создания родилась еще в пятидесятые годы по инициативе В.П. Сысоева. Уникальное полотно создавалось художниками-баталистами из студии военных художников имени Грекова - Анатолием Горпенко и Сергеем Агаповым. Первый эскиз государственная комиссия забраковала. Через четыре года второй вариант принимала министр культуры СССР Екатерина Фурцева, а консультантами выступали маршалы Василий Чуйков, Иван Баграмян, Николай Крылов, а также вдова маршала Василия Блюхера. Эскиз утвердили. Полотно панорамы, написанное в Москве, в специальном вагоне осенью 1974 года привезли в Хабаровск. 30 апреля 1975 года состоялось ее торжественное открытие. Широкомасштабное полотно полностью погружает зрителя в атмосферу ожесточенных боев братоубийственной войны на восточной окраине России (подробности в материале "Родины").
Диарама "Кедрово-широколиственный лес"
Создана в 19З9-1941 годах художником В.Н. Высоцким и реконструирована в середине шестидесятых годов. Представлен момент перед схваткой двух самых сильных хищников дальневосточной тайги - бурого медведя и амурского тигра. Рядом уникальный экспонат - берлога гималайского медведя, устроенная ее обитателем в дупле 300-летней лиственницы на высоте 18 метров. Она была обнаружена в 1963 году в пойменном лесу у истоков реки Подхоренок в Вяземском районе Хабаровского края.
Скелет морской коровы Стеллера
Найден на Командорских островах алеутом Трифоном Синициным и доставлен в хабаровский музей в 1897 году. Это морское млекопитающее было открыто экспедицией Витуса Беринга в 1741 году вблизи Командорских островов. Свое русское название получила в честь врача и натуралиста экспедиции Георга Стеллера, впервые составившего научное описание животного. Стеллерова корова достигала 5-7 метров в длину и весила около тонны. Она вела малоподвижный образ жизни, обитала на морском мелководье, где питалась исключительно водорослями, не умела нырять и совершенно не боялась людей. Все это, вкупе с вкусным мясом, привело к тому, что уже через четверть века она была полностью истреблена человеком.
Гранитная 6,5-тонная черепаха со стелой на спине
Установлена перед главным корпусом Гродековского музея. Это часть надмогильного комплекса чжурчженьского полководца Эсыкуя, жившего в 11-12 веках нашей эры. Древний памятник был открыт в 1870 году начальником Российских православных миссий в Пекине, крупнейшим китаеведом России 19-го века архимандритом Палладием (в миру Петр Иванович Кафаров). В тот год он некоторое время проживал в селе Никольском (ныне город Уссурийск), где занимался археологическими исследованиями.
А раскопала могильный курган Эсыкуя в 1893-1893 годах экспедиция под руководством первого председателя Общества изучения Амурского края Федором Федоровичем Буссе.
По его инициативе черепаху из-под Уссурийска доставили в Хабаровск как дар от Общества. Она стала неотъемлемой частью городской среды и объектом романтичных местных легенд.
Редакция журнала "Родина" поздравляет Гродековский музей с юбилеем и желает его сотрудникам здоровья и новых открытий!
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем