издается с 1879Купить журнал

Тайна "Святой Анны". История пропавшей полярной экспедиции Георгия Брусилова

19 мая 2024

Георгий Львович Брусилов, лейтенант русского флота, родился 140 лет назад, 19 мая 1884 года. Он стал одним из прототипов капитана Татаринова, героя книги Вениамина Каверина "Два капитана". А путь его шхуны "Святая Анна" писатель почти полностью повторил в своем произведении.

Памятный поклонный крест в честь встречи участников экспедиций Георгия Брусилова и Георгия Седова в 1914 году. Мыс Флора о. Юрия Кучиева (ранее о. Нортбрук).

РИА Новости/Илья Тимин

Памятный поклонный крест в честь встречи участников экспедиций Георгия Брусилова и Георгия Седова в 1914 году. Мыс Флора о. Юрия Кучиева (ранее о. Нортбрук).

В 1912 году сразу четыре русских экспедиции находились в Северном Ледовитом океане. С востока на запад несколько лет штурмовали торосы ледоколы "Таймыр" и "Вайгач", вышедшие из Владивостока, из Александровска-на-Мурмане выдвинулись "Геркулес" под командой геолога Владимира Русанова и "Святая Анна" Георгия Брусилова, а из Архангельска - "Святой великомученик Фока" Георгия Седова. У всех были разные цели. Экспедиция на ледоколах пыталась пройти северным морским путем, Русанов отправился изучать остров Шпицберген, Седов хотел добраться до Северного полюса. А целью Брусилова были промысел морского зверя и картографические исследования - даже на корабельной печати было указано "Зверобойное судно "Святая Анна".

По мнению некоторых историков, у одновременного выхода в северные моря нескольких экспедиций была особая причина. В 1913 году отмечалось 300-летие дома Романовых, и путешественники, совершившие к юбилею географические открытия, могли претендовать на поощрение. Однако три из четырех экспедиций потерпели неудачу, а их руководители погибли в Арктике: Седов умер от цинги и истощения, не дойдя 200 километров до полюса, Русанов пропал без вести к югу от Шпицбергена, а шхуна Брусилова затерялась в ледяных просторах, и до сих пор нет сведений о том, что случилось с ее командиром и остатками экипажа.

Семейный бизнес

Брусилов к моменту начала похода был опытным моряком. Он участвовал в русско-японской войне, кроме того, был вахтенным офицером в экспедиции ледоколов "Таймыр" и "Вайгач", когда те в 1910 году начали свои походы на север из Владивостока.

Георгий Львович Брусилов. 1912 г. Фото: Музей полярников имени В.И. Альбанова

Георгий Львович решил исследовать Арктику самостоятельно. Он взял на службе отпуск на 22 месяца и уехал в Англию покупать судно для северного похода. Известно, что он создал зверобойное общество, где главным акционером стала тетя - Анна Николаевна Брусилова, урожденная баронесса Рено. Она внесла порядка девяноста тысяч рублей и потребовала, чтобы из этой зверобойной компании были убраны все посторонние, желая сделать ее семейным делом. Так и пришлось поступить. Кстати, самому Георгию причиталась четвертая часть всех возможных доходов.

Кроме добычи морского зверя и пушнины Георгий Брусилов хотел пройти за одну навигацию северный морской путь. Это казалось вполне осуществимым, учитывая его опыт службы в экспедиции на ледоколе "Таймыр".

Шхуна с богатой историей

Вместе с другом Николаем Андреевым Брусилов приобрел китобойную шхуну "Пандора". Это было старое, но вполне крепкое судно. Оно совершило несколько выходов в арктические моря и хорошо зарекомендовало себя.

Паровая шхуна "Святая Анна". 1912 г. Фото: Мурманский областной краеведческий музей

Между прочим, именно этот корабль сыграл важную роль в жизни знаменитого путешественника Фритьофа Нансена. Шхуна, носившая тогда имя "Бленкатра", доставила на Землю Франца Иосифа экспедицию английского полярника Джексона. Именно он и обнаружил там Нансена, оставшегося с напарником без продуктов.

Джексон сыграл значительную роль в экспедициях Седова и Брусилова. Он построил дом на Земле Франца Иосифа, и оставил там продовольствие. Этими припасами воспользовались уцелевшие члены похода Брусилова. А сам дом был разобран, его пустили на топливо для "Святого великомученика Фоки", когда тот возвращался в Архангельск, взяв на борт и двоих членов экспедиции Брусилова.

В 1912 году "Бленкатра" пришла в Санкт-Петербург, где ее переименовали в "Святую Анну" в честь тети - главного акционера предприятия. Брусилов хотел уйти отсюда в Архангельск, затем через Карское море пройти вдоль побережья Сибири и добраться до Владивостока. Тем более что шхуна была крепкой - борта из дуба, а подводная часть обшита листовой медью.

Она осталась на борту

Корабль надежный, продовольствия было запасено на полтора года, Брусилов набрал экипаж и даже взял с собой пассажиров из Санкт-Петербурга до Архангельска. Впоследствии одна из пассажирок - Ерминия Жданко, исчезнет без вести вместе с экспедицией.

Ерминия Жданко у руля "Святой Анны". 1912 г. Фото: Музей Арктики и Антарктики

Неприятности начались ещё до выхода в северные моря. С корабля стали списываться на берег члены экипажа. Ушли друзья Брусилова - Николай Андреев и штурман Бауман, уволились доктор, старший механик и несколько матросов. Из командного состава на "Святой Анне" остались только он и опытный полярный штурман Валериан Альбанов. А обязанности врача взяла на себя 23-летняя Ерминия Жданко - дочь генерала-лейтенанта Александра Жданко, которая в детстве планировала убежать защищать Порт-Артур, а повзрослев, окончила курсы сестер милосердия. Она отправила телеграмму отцу: "Трех участников лишились могу быть полезной хочу идти Владивосток умоляю пустить". Получила ответ: "Путешествию Владивосток не сочувствую. Решай сама. Папа".

Всего же в путешествие на "Святой Анне" отправились 24 человека. 10 сентября 1912 года судно вышло в море.

Поход к островам

По мнению ученых, 1912 год был очень непростым для плавания в северных широтах. Отмечались обширные ледовые поля, пробиться сквозь которые деревянному судну было тяжело. Уже в конце сентября "Святая Анна" угодила в затор, из которого так и не смогла высвободиться. А в октябре судно понесло вместе с ледовым полем на север. Через год дрейфа закончился уголь, керосин и свечи. Стали жечь деревянные предметы. Вместо свечей использовали медвежий или тюлений жир. Не стало мыла, экипаж ходил с лицами, покрытыми копотью.

Осенью 1913 года "Святая Анна" все еще дрейфовала, вмерзшая в лед. Через полтора года после начала экспедиции, в апреле 1914 года штурман Валериан Альбанов предложил оставить судно и двигаться к Земле Франца-Иосифа. Он читал книгу о путешествии Нансена и знал, что там есть база, построенная Джексоном, где находится запас продовольствия. Однако Брусилов отказался и команда "Святой Анны" разделилась: 14 человек во главе с Альбановым пошли к островам, но трое из них вскоре вернулись обратно.

Спаслись только двое

К этому времени уже пропала экспедиция Русанова, но Георгий Седов продолжал пробиваться к полюсу. Альбанов с товарищами, преодолевая огромные трудности, добрался до Земли Франца-Иосифа.

Фото: РИА Новости/Илья Тимин

Из его группы уцелело только двое: сам Альбанов и матрос Александр Конрад. За три месяца пешего похода они прошли и проплыли на самодельных каяках около 400 километров по ледовым полям. На базе они нашли продукты, патроны и большой бот. А вскоре заметили идущий к острову корабль - это был "Святой великомученик Фока", где командовал доктор Павел Кушаков. Спасенные рассказали, что на "Святой Анне" остались Жданко и тяжело болеющие цингой "полупокойники" вместе с Брусиловым.

Кстати, сам Кушаков личность незаурядная. После гибели Седова он взял командование на себя - угрожая револьвером, подавил зачатки бунта на корабле. В 20-е годы уехал в Швейцарию и даже выдвигался на Нобелевскую премию в области медицины от университета в Лозанне.

А о "Святой Анне" с тех пор ничего не известно и судьба самого Георгия Ильича Брусилова остается тайной. Есть разные версии того, что могло случиться с его экспедицией: пожар на борту, потопление суда немецкой субмариной и прочие. Однако никаких доказательств этим предположениям пока не найдено.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться