издается с 1879Купить журнал

Записка НКВД рассказала про миллион заключенных в 1941 году

20 мая 2024

Железные дороги не справлялись с потоками выпущенных заключенных, из-за чего освобождение из Северных лагерей временно было свернуто. Об этом говорилось в записке заместителя главы НКВД СССР Сергея Круглова о ситуации в Коми АССР в связи с массовым освобождением заключенных на рубеже 1941 и 1942 годов.

В рамках первого указа от 12 июля 1941 года из лагерей было освобождено 260 тысяч человек.

topwar.ru

В рамках первого указа от 12 июля 1941 года из лагерей было освобождено 260 тысяч человек.

Раритетную записку в Telegram-канале "Документальное прошлое" опубликовал Государственный архив РФ. В ней Круглов упоминает указ от 24 ноября 1941 года, по которому было освобождено более одного миллиона заключенных.

"Часть освобожденных призывалась в Красную Армию, однако в целом ГУЛАГ в первые месяцы войны стремился максимально сократить контингент малотрудоспособных и относительно безопасных заключенных для уменьшения расходов", - отмечает архив.

Без трудностей при освобождении такого огромного количества заключенных не обошлось, что упоминает в своей записке и Круглов. Он пишет, например, что значительные затруднения возникли с отправкой железнодорожным транспортом освобожденных людей к избранным ими местам жительства.

Из-за этого НКВД дало указание группе Северных лагерей (Архангельская и Вологодские области, а также Коми АССР) временно, до 15 февраля 1942 года, прекратить освобождение по упомянутому выше указу.

"Это даст возможность выехать уже освобожденным, а в дальнейшем отправки будут производиться, сообразуясь с возможностями перевозок по железнодорожному транспорту", - следует из архивной записки. Круглов также пишет об указании снабжать освобожденных из Воркутинского и Печорского лагеря продуктами до места следования.

Упомянутый в записке указ дополнял и уточнял более ранний указ, изданный Президиумом Верховного Совета в июле 1941 года. Этот документ освобождал от наказания осужденных по некоторым категориям преступлений, которые призывались через военкоматы в действующую армию. Речь шла об осужденных на небольшие сроки за несущественные преступления.

В этой связи интересным представляется письмо и.о. прокурора СССР Григория Сафонова секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Андрееву, датированное 4 ноября 1941 года. Оно также хранится в фондах Госархива РФ. По сути, письмо стало фундаментом для принятия указа, упомянутого в записке НКВД.

Из него следует, что в рамках первого указа от 12 июля 1941 года из лагерей было освобождено 260 тысяч человек. Многие из них были призывного возраста. И.о. прокурора приводил такие цифры: из Сороклага было освобождено 12 220 человек, 7450 из которых были призваны в Красную Армию.

Из 6500 человек, освобожденных по Маткожлагу, в армию было призвано 4620 человек. По Белтбалтлагу цифры были таковы: 16 469 освобожденных и 12 300 - призванных.

Сафонов в письме подчеркивал, что в рамках указа было освобождено много женщин, мужья и дети которых находились в действующей армии. Однако действие первого, июльского указа распространялось только на территории, где было объявлено военное положение.

И.о. прокурора предлагал расширить рамки действия указа, так как много граждан призывного возраста, осужденных до войны за малозначительные преступления, содержались в лагерях на территориях, которые на тот момент на военное положение не перешли.

Особое внимание Сафонов акцентировал на том, что за решеткой находилось до 18 тысяч бывших военнослужащих, осужденных до войны за такие воинские преступления, как самовольная отлучка и несвоевременная явка в часть. Среди них было 3439 артиллеристов, 1268 танкистов, 635 зенитчиков, 532 радиста, 304 автотехника и др.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться