издается с 1879Купить журнал

Стала известна суть притязаний Латвии на московскую недвижимость

24 мая 2024

Государственный архив РФ в Telegram-канале "Документальное прошлое" опубликовал написанное в 1989 году письмо народных депутатов СССР от Латвии. Его авторы требовали передать латышской организации помещение в доме 8 на Страстном бульваре в Москве.

В феврале 1989 года прошел учредительный съезд движения за национальную независимость Латвии.

Алексей Бойцов / РИА Новости

В феврале 1989 года прошел учредительный съезд движения за национальную независимость Латвии.

Письмо было направлено в Верховный Совет СССР, в Совет министров СССР и в ЦК КПСС. К нему была приложена "историческая справка", якобы подтверждающая обоснованность претензий еще советской Латвии на коммунистический клуб в Москве.

"В условиях оживления дискуссий о сталинских репрессиях депутаты требовали передать латышской организации помещение в доме 8 на Страстном бульваре, поскольку с 1919 по 1937 год там находился клуб латышских коммунистов в Москве, - пояснили в Госархиве РФ.

Депутаты требовали вернуть имущество клуба, так как оно было изъято в рамках репрессий. Также они требовали компенсировать материальный ущерб других латышских организаций в СССР - в частности, просветительского общества "Прометей", чье руководство также было репрессировано".

Чем были обоснованы претензии? Из "исторической справки" следует, что 27 апреля 1919 года по решению собрания латышских коммунистических секций Москвы был создан Московский центральный латышский коммунистический клуб. Он располагался в указанном выше здании, которое в 1930-е годы было полностью переоборудовано под нужды клуба.

Руководило его работой и оказывало ему материально-техническую поддержку Латышское кооперативное культурно-просветительское общество "Прометей", работавшее с 1923 по 1937 годы. Сначала оно функционировало при Моссовете, а с 1929 года - при Совете народных комиссаров СССР.

Авторы письма пишут, что в мероприятиях клуба активное участие принимали многие видные коммунистические деятели страны, назывались такие фамилии, как Бауман, Петерс, Стучка, Лацис, Эйдеман, Алкснис. Среди участников клуба были видные военачальники, деятели науки и искусств.

Свое требование передать здание клуба, закрытого в 1937 году, авторы письма обосновали тем, что в Москве в 1989 году проживало, работало и училось много латышей, в том числе немало студентов и аспирантов. Якобы они, а также присоединившиеся к ним творческие союзы Латвии и просили организовать в здании работу Московского общества Латышской культуры.

"Ликвидация клуба произошла в период Большого террора, когда многие видные коммунисты латышского происхождения были репрессированы", - уточнили в архиве.

Депутаты требовали "восстановления справедливости по отношению к латышским учреждениям и обществам в Москве, члены которых были в 1937 году незаконно репрессированы, общества и организации ликвидированы, их имущество конфисковано".

В частности, речь шла не только о коммунистическом клубе и "Прометее", но и о Латышском государственном театре "Скатуве", который работал с 1919 по 1938 годы.

"Считаем, что необходимо проведение реабилитации как всех членов указанных организаций, так самих организаций, - следовало из письма. - Мы настаиваем на возмещении морального и материального ущерба".

Основным требованием было "возвращение здания ныне образовавшемуся в Москве "Обществу латышской культуры", которое, в свою очередь, своей целью имело возрождение культурно-просветительных и этнических традиций "Прометея" и клуба.

Стоит отметить, что 18-19 февраля 1989 года в городе Огре прошел учредительный съезд движения за национальную независимость Латвии. На фоне таких настроений и было отправлено в Москву письмо о "возвращении здания и компенсации ущерба".