издается с 1879Купить журнал

Приамурье впервые стало российским три с половиной века назад

29 мая 2024

350 лет назад Россия впервые овладела Приамурьем. Благовещенский исследователь Владимир Трухин, изучая документы, установил дату, когда Албазинский острог стал государственным. Тем временем изучения истории первого русского города на Амуре продолжаются. В них участвуют как профильные специалисты - историки и археологи, так и ученые из, казалось бы, других сфер - технари, предлагающие свои методы в деле познания прошлого.

Илья Еремин и Алексей Лохов воссоздали оборону острога с помощью карты, 3D-принтера и солдатиков.

Илья Еремин

Илья Еремин и Алексей Лохов воссоздали оборону острога с помощью карты, 3D-принтера и солдатиков.

Государственный острог

Почти за два столетия до появления на Дальнем Востоке графа Муравьева-Амурского, святителя Иннокентия и адмирала Невельского Россия уже так или иначе контролировала обширные территории в бассейне Амура вплоть до самого Тихого океана. Если искать конкретную дату, с какого момента это началось официально, то можно назвать 26 мая (по новому стилю) 1674 года. В этот день государство формально приняло в свой состав Албазинский острог.

Он имел сравнительно короткую, но яркую и драматичную историю. Как постоянное поселение русских людей острог возник уже после того как по Амуру прошли Василий Поярков, Ерофей Хабаров и Онуфрий Кузнец. Этим первопроходцам не удалось закрепиться в регионе. Впрочем, они и не пытались строить долговременные населенные пункты и налаживать отношения с местным населением "приветом и ласкою", а действовали "жесточью". Поэтому присутствие русских в регионе на какое-то время прекратилось.

Многое изменила случайность. В 1665 или 1666 году группа казаков и крестьян во главе с Никифором Черниговским, убив илимского воеводу Лаврентия Обухова и сбежав от правосудия на Амур, на месте одной из зимовок Хабарова построила острог.

Макет Албазинского острога в Амурском областном краеведческом музее. Фото: Сергей Набивачев

Беглецы, обосновавшись на новом месте, продолжили считать себя подданными Русского государства. Поддерживали отношения с властями ближайших уездов, вели с ними торговлю и даже собирали ясак, который направлялся в государственную казну. Спустя годы мятежников помиловали.

- Мне удалось получить копии некоторых документов, позволяющих точно назвать дату, когда Албазинский острог стал государственным, - рассказал Владимир Трухин. - Это произошло в мае 1674 года. Итак, по порядку. В конце 1673 года в Нерчинск приехал новый приказчик - Павел Яковлевич Шульгин. До мая шла приемка всех острогов, которые относились к уезду. До этого в их число входили Нерчинский, Иргенский, Теленбинский остроги. А Албазин еще не был государственным, и "брать на баланс" крепость отправили Семена Вешнякова (известного также как Вешняк).

Сохранился "росписной список" (акт приема-передачи) Вешнякова, по которому Шульгин принял острог. В свою очередь он отправил свой отчет - по дате его составления и предлагается определять дату принятия Албазина в число государственных острогов.

Из острога русские контролировали достаточно обширные территории. Есть сведения о ряде населенных пунктов - по документам их в Приамурье насчитывается около 20. А с точки зрения обложения тунгусских родов ясаком казаки добрались практически до Тихого океана.

Крепость на карте

Несколько лет назад благовещенский студент Андрей Вишневский задумал создать компьютерную игру про Албазинский острог. Идея осталась нереализованной, а вот его преподаватель, доктор технических наук и профессор кафедры информационных и управляющих систем Амурского госуниверситета Илья Еремин настолько проникся историей крепости, что занимается ею до сих пор.

Собралась команда единомышленников, включающая также аспиранта той же кафедры Алексея Нацвина (отвечает за техническую сторону) и полковника, кандидата исторических наук, доцента кафедры тактики Дальневосточного высшего общевойскового командного училища Алексея Лохова (отвечает за военную тактику и фортификацию). Вместе они стараются внедрить в изучение прошлого современные технические методы. Применив их, исследователи выдвинули собственную гипотезу о том, где именно когда-то находилась Албазинская Спасская пустынь.

По документам о первом православном монастыре известно много, а вот где он стоял - ученые так и не нашли. В теме Албазина это одна из главных загадок, будоражащая умы исследователей не одно десятилетие. Илья Еремин и его коллеги поместили пустынь там, где сейчас находится школа современного села Албазино. Их версия вызвала очень жаркие споры, заинтересовав многих специалистов, увлекающихся историей Приамурья.

А недавно команда реконструировала с помощью старинного китайского рисунка, когда-то найденного в библиотеке Конгресса США, момент из первой обороны Албазина. Она произошла в 1685 году и завершилась тем, что армия империи Цин за несколько дней разрушила крепость.

Археологи передали музею албазинские артефакты. Фото: Сергей Набивачев

Исследователи доказывают, что произведение искусства - это не просто художественное батальное полотно, а графический журнал боевых действий. Единомышленники вооружились топографической картой местности, китайскими письменными историческими источниками. Распечатали на 3D-принтере модель острога, приобрели фигурки солдат. В итоге вышло что-то среднее между диорамой и макетом. На инсталляции наглядно показано, где находилась крепость, а где - осаждающие ее подразделения маньчжурского войска. Известны даже имена их командующих.

- Оценки численности маньчжурской армии различаются. В трудах российских историков приводятся от 7 до 10 тысяч. Маньчжурский военачальник Лантань упоминает три тысячи, - рассказал Алексей Лохов. - А по нашим расчетам получается 7,5 тысячи, включая тысячу конницы, которая была на острове. А сам острог осаждали 6,5 тысячи человек с 20 большими штурмовыми орудиями - хунъипао. Защитников острога было около 600 вместе с мирным населением, которое укрылось за его стенами.

Пока макет - инструмент для исследователя. В дальнейшем на его основе планируют создать цифровую копию местности и в конечном итоге - мультипликационный фильм.

Кстати, археологические раскопки Албазинской крепости продолжаются. В конце апреля многолетний руководитель экспедиции Андрей Черкасов в очередной раз передал часть найденных артефактов в Амурский областной краеведческий музей. Сейчас албазинская музейная коллекция насчитывает около трех тысяч предметов.