издается с 1879Купить журнал

Игорь Сикорский: Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом

06 июня 2024

135 лет назад, 6 июня 1889 года в Киеве, в тогда еще Российской Империи, родился Игорь Иванович Сикорский - инженер, с именем которого связаны основные прорывы конструкторской мысли в авиастроении первой половины XX века, изобретатель и философ.

Игорь Сикорский на фоне своей "летающей лодки" Sikorsky VS-44. 1936 г.

alamy.com

Игорь Сикорский на фоне своей "летающей лодки" Sikorsky VS-44. 1936 г.

Детство Игорь Сикорский провел вместе с тремя сестрами и братом под присмотром матери Марии Стефановны, в девичестве Темрюк-Черкасовой, которая, сама имея хорошее образование, привила детям любознательность и жажду исследований. Кумиром маленького Игоря стал Леонардо да Винчи с его проектами летательных аппаратов. Особенно Сикорского поразила и увлекла идея вертикального взлета. С того момента он и определил свою судьбу, твердо решив связать свою жизнь с полетом.

Отец Сикорского, Иван Алексеевич, всемирно известный психиатр, психолог, автор трудов по нервно-психиатрической гигиене, несмотря на свою занятость, тоже уделял детям много внимания и времени. Его взгляд на мир, высокая духовность, гуманизм, верность своему слову и долгу во многом повлияли на гений младшего сына и впоследствии привели к появлению философских и теологических трудов Игоря Сикорского.

Игорь Сикорский с братом Сергеем и товарищами-гимназистами. 1910-е гг. Фото: Аукционный дом "Литфонд"

Игорь рос болезненным и физически слабым ребенком. Любые физические упражнения давались ему с трудом и вызывали носовые кровотечения. Это волновало его только потому, что могло помешать будущей карьере в авиации. Вдохновившись примером полководца Александра Суворова, Сикорский активно занимался закаливанием и физическим развитием. Это помогло ему в 1903 году в возрасте 14 лет поступить в петербургское Морское училище, куда он пошел по стопам брата. Однако уже через три года Игорь покинул его, чтобы исполнить свою мечту о небе.

Проучившись год в парижской технической школе Дювиньо де Лано, в 1907 году Игорь Сикорский поступил на инженерный факультет Киевского политехнического института. Здесь он сразу же стал участником механического кружка "Воздухоплавательная секция" и кружка математики. Тогда-то и начались его первые эксперименты и создание моделей летательных аппаратов.

В 1908 году, когда братья Райт поднялись в воздух на управляемом биплане на ипподроме во Франции, а испытания дирижаблей Цеппелина были признаны успешными, Игорь Сикорский в маленьком гостиничном номере собрал свою первую тяжелую модель вертолета. Несмотря на то, что она получилась неудачной и смогла взлететь лишь на пару сантиметров, он не отчаялся и продолжил конструировать. Для любого начинания были необходимы вложения, хотя бы на создание металлических запчастей для принципиально новых конструкций. Тогда на помощь Игорю пришла его старшая сестра Ольга, которая безоговорочно верила в гений брата и дала необходимую сумму на продолжение исследований.

Игорь Сикорский рядом с прототипом вертолета. Фото: wikipedia.org

Так свет увидели еще несколько моделей вертолетов. Несмотря на то, что они оказались нежизнеспособны, так как были слишком тяжелы, чтобы поднять в воздух пилота, определенный опыт молодой конструктор извлек. Тогда-то он и переключился на создание многомоторных самолетов.

В 1910 свет увидел его первый самолет собственной конструкции С-2, а спустя пару лет в воздух поднялись "Русский витязь" и "Илья Муромец", положившие начало многомоторной авиации. Эти самолеты стали прорывом в воздухоплавании.

Ранее считалось, что цельнодеревянный биплан с металлической рамой не сможет оторваться от земли как раз из-за веса. К тому же сразу четыре мотора, прикрепленные к раме крыльев, еще больше его утяжеляли. Принципиально новый фюзеляж был более узким и вытянутым, ранее самолеты были "тупоносыми", что создавало определенные аэродинамические проблемы. В день экспериментального вылета на летном поле Корпусного аэродрома в Санкт-Петербурге собрались специалисты аэронавтики и журналисты. Толпа была настроена крайне скептически. Но "Витязь", управляемый самим Сикорским, легко взмыл в воздух.

Журнал "Нива" с фотографиями самолета "Русский витязь". 1913 г. Фото: Аукционный дом "Литфонд"

Над "Ильец Муромцем" Сикорский работал еще дольше, он удлинил салон и установил пассажирские кресла, перенес расположение крыльев и добавил "подкрылки". Так летательный аппарат стал первым в мире пассажирским самолетом. В марте 1912 года Игорь Сикорский поставил на нем первые мировые рекорды по скорости с пассажирами на борту.

Аэропланы Сикорского были запущены в массовое производство и несколько лет подряд занимали первые места на состязаниях военных самолетов. На одной из воздухоплавательных выставок Игорь Иванович познакомился с императором Николаем II, который сам стал пассажиром "Ильи Муромца". В дальнейшем именно из-за этого знакомства и короткого полета Сикорскому пришлось бежать из России. А пока он творил...

Пропеллеры самолетов Сикорского в цеху Русско-Балтийского завода. 1910-1915 гг. Фото: loc.gov

Особенное внимание конструктор уделял аэродинамическим свойствам своих машин. Благодаря его идеям по улучшению этих характеристик в мире началась новая эра развития самолетостроения.

Достижения русского авиаконструктора опережали свое время, были уникальны и универсальны, но это не спасло его от попадания в "расстрельный список" в 1918 году. Тогда у него только родилась дочь Татьяна от Ольги Симкович, и Игорь уговаривал жену покинуть ставшую опасной страну. Та наотрез отказалась, и Сикорский вынужден был бежать один. Через Архангельск он перебрался в Лондон, а оттуда в Париж, где получил крупный заказ на постройку пяти бомбардировщиков. Однако его карьера авиаинженера в Европе закончилась, так и не начавшись. Заказ был аннулирован военным ведомством Франции после перемирия с Советским Союзом.

Сикорский и Николай II на борту "Русского витязя". 1913 г. Фото: wikipedia.org

Сикорский собрал вещи и покинул Старый свет навсегда. В марте 1919 он обосновался в Нью-Йорке и зарабатывал тем, что преподавал математику. Однако, по собственному признанию, инженером он был лучшим, чем учителем.

В 1923 году в Нью-Йорк из Советской России удалось вырваться сестрам Игоря Сикорского, которые привезли с собой уже шестилетнюю дочку авиатора Танечку. Мужчина не видел своего ребенка с младенчества, а теперь ему предстояло воспитывать маленькую девочку. Но семья была рядом, и Сикорский решился на смелый шаг. Он основал авиационную компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation.

Акционерный сертификат Sikorsky Aero Engineering Corporation от 1925 года, подписанный Игорем Сикорским в качестве президента. Фото: loc.gov

Из-за колоссальной нехватки средств ему не сразу удалось закупить нужное оборудование для создания экспериментальных моделей, на которые он получил контракты.

Тогда его фактически спас великий русский композитор Сергей Рахманинов, одолжив 5000 долларов (в пересчете на современные деньги около 92 000). Кстати, он лично участвовал в деятельности предприятия, занимая пост вице-президента и представляя компанию среди высших чинов США. К 1929 году финансовое состояние компании значительно улучшилось, и Сикорский смог вернуть другу деньги с процентами.

Сикорский (слева) и Рахманинов (в центре) у транспортного самолета S-29.

Тем временем наладилась и личная жизнь авиаконструктора. В 1924 году он женился на Элизабет Семион, которая родила Сикорскому четырех сыновей, продолживших династию конструкторов и авиаторов. Тогда же Игорь Сикорский, искренне преданный идеалам Российской Империи, возглавил толстовское и пушкинское общества, выпустил несколько трудов по религиозной философии и принимал участие в деятельности монархического движения.

Но политика и философия занимали его гораздо меньше, чем конструирование. За последующие 15 лет он создал 15 типов самолетов, а в 1939 году исполнил мечту своего детства - спроектировал одновинтовой вертолет. Первый экспериментальный Vought-Sikorsky 300 оторвался от земли 14 сентября 1939 года. С этого момента вертолеты Сикорского начали покорять мир и устанавливать рекорды. Именно его геликоптеры первые совершили перелеты через Атлантику и Тихий океан с дозаправкой в воздухе.

VS-300 - первая модель вертолета компании Сикорского. В 1941 году изобретатель продержался на нем в воздухе 1 час в 32 минуты и 30 секунд, побив все существовоавшие рекорды. Фото: alamy.com

На почетную пенсию Игорь Иванович вышел только в 1957 году, передав дела компании старшему сыну Сергею, но до последнего дня оставался почетным консультантом.

Будучи православным Сикорский на собственные средства построил в Стратфорде (штат Коннектикут) Николаевскую церковь и всю жизнь был ее прихожанином. Здесь же в октябре 1972 года был отпет и похоронен на местном кладбище.

Еще при жизни Игорь Сикорский был удостоен множества наград и медалей за авиаконструкторскую деятельность. После смерти был увековечен в названиях улиц и площадей нескольких городов в трех разных странах. Его именем назван "безымянный" бомбардировщик Ту-160, а по его жизни снято несколько художественных и документальных фильмов.

Игорь Иванович Сикорский. 1972 г. Фото: wikipedia.org