Здесь в Белом озере водится чудо - щука небывалых размеров, а тройка гнедых, развевая золотой гривой, мчит в дальние дали. Здесь былинные богатыри гордо восседают на своих конях, а остров Буян приглашает на царский пир. Здесь средь берез и елей прогуливается Снегурочка, а Иван-царевич пытается схватить перо огненной жар-птицы.
Тоненькими кисточками в один волосок творцы - холуйские художники - оживляют сказочных героев на лаковых миниатюрных шкатулках, пудреницах и панно. Яркие краски, филигранно вырисованные фигуры людей и животных, блеск сусального золота...
Все это - Государственный музей холуйского искусства.
Холуй и Палех: почувствуйте разницу
Дорога до села Холуй в Ивановской области идет через центр знаменитого Палеха, где на каждом углу туристические вывески, музеи и сувенирные магазины. Кажется, вот оно - самое сердце промысла. Что может быть лучше!
Но вы еще не доехали до Холуя...
Холуй раскинулся на берегах реки Тезы. По легенде, село появилось в XIII веке, историки же подтверждают документально: датой основания принято считать XVI век. А вот по названию кривотолков нет: оно от слова "холуй" с ударением на первый слог - так называли плетеную из ивняка запруду для ловли рыбы.
Некогда в Холуе проживало более трех тысяч человек. Сегодня - чуть больше восьмисот. И каждый четвертый - художник. Удивительную историю холуйского промысла вам увлеченно расскажут в Государственном музее холуйского искусства. В двухэтажном здании из красного кирпича тихо, уютно. Чуть поскрипывают половицы, рассказывая неспешно свою историю.
А она начиналась с иконописи.
Волчий клык против кабаньего зуба
Скрываясь от монголо-татарского нашествия, на берега Тезы бежали иконописцы из Владимиро-Суздальских земель. Здесь и осели, продолжая свое богоугодное дело. "К XVIII веку в Холуе при населении 3500 человек в год писали до 2 миллионов икон. В основном на заказ для монастырей, церквей и богатых людей. Но славились и "расхожие" иконы, которые мог приобрести любой крестьянин для своего "красного" угла. В Холуе устраивалось до пяти ярмарок в год, иконы возами отсюда увозили, и дальше они распространялись повсюду", - рассказывает директор музея Мария Мамина.
Значительная часть музейной коллекции - иконы холуйского письма.
Секреты холуйской иконописи раскрывает "Родине" художник, чьи работы можно встретить в разных уголках мира: "От идеи до воплощения может уйти год, и пять, и десять лет, - рассказывает художник Владимир Николаевич. - Начинается все с бумажки, шариковой ручки и набросков, потом рисунок исполняется в карандаше. Дальше переносишь его на нужную поверхность. И начинаешь работать. Краски делаем сами, у каждого иконописца свой секрет приготовления. И хранятся они всего несколько недель".
- А правда, что для полировки золота годен только волчий клык?
- Раньше говорили, что лучшая эмаль у волка, потому что он ест мясо. Но я не вижу особой разницы, у меня зуб кабана.
Несмотря на свои 72 года, художник работает ежедневно. И только при дневном свете.
Может, поэтому от икон, сотворенных холуйским творцом, исходит поистине божий свет.
Один волосок для шедевра
После революции 1917 года иконы запретили. А в 1931 году большевики взорвали Тихвинский храм в Холуе. Бесценное богатство было бы утеряно безвозвратно, если бы не прихожанка Анна Тимофеевна Чеснокова. Она лично спасла иконы холуйских мастеров, доставала их из руин разрушенного храма и вывозила на санях. Сегодня именно эти иконы составляют золотой фонд холуйского музея - более 3 тысяч образов.
А по соседству и очень гармонично - удивительные лаковые миниатюры, исполненные темперой на папье-маше.
В 1934 году была зарегистрирована Холуйская художественная артель. Предводителями нового направления в живописи стали энтузиасты Сергей Александрович Мокин, Константин Васильевич Костерин, Василий Дмитриевич Пузанов-Молёв и Дмитрий Михайлович Добрынин. Правда, к тому далеко вперед, почти на десять лет, ушел Палех. Надо было что-то противопоставить палехской лаковой миниатюре. Говоря об отличии миниатюрной живописи Палеха от Холуя, творец Владимир Седов категоричен: "Холуй ближе к народной традиции. Пейзаж, люди, архитектура здесь натуральнее. У Палеха больше манерности, условности. А у нас живопись".
Бориса Ивановича Киселева считают "холуйским левшой". Его работы повторить не может никто, хотя в селе есть свое художественное училище и сразу две фабрики лаковой миниатюры. На пяти сантиметрах творец умудрялся уместить до 15 филигранно прописанных фигур.
"Вот работа "Сказка о царе Салтане". Здесь 44 фигуры, которые можно рассматривать только через лупу. У каждой фигуры прописаны глаза, рот, нос. Кисточка, которой Киселев писал, состояла из одного-двух волосочков", - показывает Мария Мамина.
Беру лупу, всматриваюсь: невероятно!
Николай Николаевич Денисов нарисовал ту самую Снегурочку, с которой написаны миллионы копий. Но оригинал - здесь, в холуйском музее. А знаменитую жар-птицу, за перо которой ухватился Иван-царевич и ставшую символом села Холуй, изобразил Владимир Андреевич Белов - тоже холуйский художник.
И конечно, многие мастера лаковой миниатюры описывали свое время. На шкатулках раскинулись ивановские ситцы, кипит работа на заводе автокранов, идет сбор урожая в полях. "Мы по крупицам собираем это богатство. Многие экспонаты - дар жителей", - завершает экскурсию по музею директор Мария Мамина.
Холуй, Ивановская область
P.S.
Коллекция музея насчитывает более 800 произведений лаковой миниатюры. А в музейных фондах - более пяти тысяч единиц хранения. Здесь и уникальная вышивка XIX века - накидки, полотенца, скатерти, портьеры, вышитые холуйской тончайшей строчкой и белой гладью; и рисунки учащихся иконописной школы, и наброски именитых художников к будущим миниатюрам.
Не проезжайте мимо!
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем