издается с 1879Купить журнал

"Хрен с тобой, печатай" - вышла книга о легендарном главреде "Комсомолки" Сунгоркине

19 июня 2024

Учебник новейшей истории отечественной журналистики - вот что написано на книге "Сунгоркин, или Как закалялась "Комсомольская правда". 16 июня ему исполнилось бы 70 лет. Он умер на работе в 2022-м в экспедиции по Приморскому краю.

Написал книгу профессор из Иркутска, доктор исторических наук и директор филиала "КП" Станислав Гольдфарб. По совместительству - автор "Родины".

- Я знаком с этой компанией (Мамонтов, Коц, Куприянов, Сунгоркин, Симонов, Дятлов) с 1982 года, - рассказал "Родине" Гольдфарб. - Почти все они дальневосточники. Приезжали делать специальные бамовские выпуски - это приложение, которое выходило в "Комсомолке" везде, где был БАМ. Потом, естественно, гуляли - парни-то молодые. Затем выпускали в нашей газете полосу стихов или очерков, получали гонорар, покупали на эти деньги билет и наконец уезжали.

Хозяева и гости "Комсомолки".

Я слышал, как говорит Сунгоркин и мне показалось, что это удивительная речь - немного косноязычная, она настолько увлекала и поражала какими-то своими оборотами! Хороший, кстати, материал для лингвистов. И я потихоньку стал собирать материал, я же по образованию историк.

Сунгоркин ржал, конечно, когда я сказал: "Хочу быть твоим биографом". Он был сложным человеком, и я никогда не был с ним запанибрата, хотя считалось, что мы друзья. Постепенно он понял, что ему от меня не отделаться, но с иронией относился к затее с книгой. Когда я приезжал в Москву, он запускал меня в архив, такую темнушку на этаже и я выгребал оттуда все, что считал нужным. Работал в государственных архивах и спас очень много материалов - забрал из редакции с собой в Иркутск, чтобы скопировать, а потом в 2006 году случился пожар. Я 35 лет работал на одном месте и все эти годы собирал материал. У меня огромный архив, много документов, есть записи Сунгоркина, Мамонтова, Куприянова, Шкулева.

Фразы Сунгоркина в редакции стали афоризмами.

Первый раз я привез ему книжку на 60-летие. Он так ржал! Сказал: "Классно, но публиковать не дам". В 65 лет такая же история. Хотя я хитрил - добился, чтобы он стал приглашенным профессором иркутского университета и, выхватывая какие-то главы, говорил: "Володь, ну надо - студентам нечего читать". Он, скрипя зубами, разрешал: "Ну если студентам надо, хрен с тобой, Гольдфарб, печатай!" В конторе я у него был Гольдфарбом, а по любви он называл меня Стасик Иосифович.

Я все-таки историк, поэтому книга получилась немного исследовательской, немного публицистической, немного художественной. Во-первых, Сунгоркин необычный человек! Во-вторых, с "Комсомолкой" произошла трансформация и это положительный пример медиа, многие же газеты просто умерли. Я был в гуще этих событий и хотел все это дело запечатлеть.

- Владимир Николаевич был визионером, он настолько предвидел будущее, что какие-то вещи говорил давно, а до нас дошло только сейчас, - сказала главред "КП" Олеся Носова. - Книга замечательная. Мы разошлем ее по всем журфакам страны. Пусть прочитают, как из простого мальчишки Сунгоркин стал одним из главных медиаменеджеров мира.

Финальный кадр фильма о Сунгоркине.

- Его всегда интересно было читать, - проникновенно сказал президент и председатель правления Российского книжного союза Сергей Степашин. - Многие газеты пропали. Он не только спас газету, а сделал холдинг, потрясающий сайт, радио, создал замечательный коллектив. Человек жив, пока жива память о нем. Володя видит нас, он слышит нас, он понимает нас. Он живой.