издается с 1879Купить журнал

Правительство Польши в изгнании мечтало о Литве и Венгрии

26 июня 2024

Электронные образы целого ряда рассекреченных документов появились в Президентской библиотеке. Они рассказывают о планах союзников о послевоенной реконструкции Европы.

Подписание соглашения в Лондоне 30 июля 1941 года. Слева направо: Владислав Сикорский, Энтони Иден, Уинстон Черчилль и Иван Майский.

topwar.ru

Подписание соглашения в Лондоне 30 июля 1941 года. Слева направо: Владислав Сикорский, Энтони Иден, Уинстон Черчилль и Иван Майский.

Например, интерес вызывает спецсообщение наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии Сталину и Молотову с текстом телеграммы посла Великобритании в США лорда Галифакса в МИД Великобритании.

Оно содержало информацию о беседе президента США Франклина Рузвельта с председателем правительства Польши в изгнании Владиславом Сикорским о планах по включению Восточной Пруссии и Данцига в состав Польши.

Фото: prlib.ru

Примечательна дата - донесение было отправлено 26 декабря 1942 года, то есть задолго до окончания Второй мировой войны на Западе уже вынашивали планы по послевоенному переустройству Европы. Агентурные сведения сообщил Москве ее резидент в Лондоне.

Он доложил, что 9 декабря 1942 года лорд Галифакс сообщил в свое министерство иностранных дел о том, что Сикорский поделился с ним подробностями своего разговора с Рузвельтом.

Последний в ходе беседы заявил, что, по его мнению, после войны Восточная Пруссия и Данциг должны быть включены в состав Польши. Галифакса это удивило настолько, что он переспросил Сикорского о том, уж не ослышался ли он. Но Сикорский подтвердил: после войны Данциг должен всецело принадлежать Польше.

Но этим мечты правительства Польши в изгнании, которое базировалось в Лондоне, не ограничивались. Об этом можно судить по соображениям самого Сикорского, которыми он также поделился с британским послом.

Он заявил, что после войны должна быть организована федерация в составе Литвы, Польши, Чехословакии и, возможно, Венгрии. "Эта федерация должна будет работать в тесном контакте с группировкой балканских стран, включая Грецию, - считал Сикорский. - Германия должна быть разделена на свои составные части, которые будут самостоятельными".

Подобные планы не остались просто разговорами. Так, 16 февраля 1943 года в Лондоне прошло заседание британского подкомитета по вопросам политической послевоенной реконструкции Европы. О нем рассказывалось в спецсообщении 1-го Управления НКВД СССР заместителю наркома иностранных дел СССР Владимиру Деканозову.

Как сообщал резидент, на заседании было принято решение образовать единый исполком политической войны, который курировал бы все вопросы послевоенного устройства Европы и контроля над ней. Тогда же были выработаны основные принципы, которым собирались следовать на Западе.

"Союзнические нации будут осуществлять эффективный контроль в Германии на протяжении, по меньшей мере, 15 лет, - такой главный принцип был заложен участниками заседания.

В Германии в течение некоторого времени будет существовать поставленное союзниками слабое центральное правительство, так как основной политикой объединенных наций будет поощрение развития партикуляризма в Германии".

Участники заседания договорились, что планы союзников должны базироваться на идеальном разрешении англо-американско-советского соглашения. Идеал же, по их мнению, состоял в том, чтобы "была предусмотрена возможность неучастия СССР в любом плане союзников".

По их мнению, в ином случае было бы невозможно создать единую систему контроля над всей Германией. Участники заседания призывали готовиться к установлению контроля над отдельными ее районами.

Для этого планировалось задействовать ресурсы СМИ. В частности, предполагалось создание интернациональных газетных агентств и установление контроля над радиопередачами в европейском масштабе.

Кроме того, исполкому политической войны было поручено выпустить аналогичный меморандум относительно Италии - на ее территории также планировалось установить тотальный контроль, в том числе за прессой.

К слову, 30 июля 1941 года в здании британского МИД посол СССР в Великобритании Иван Майский и премьер-министр польского правительства в изгнании генерал Владислав Сикорский подписали договор. Он объявлял утратившими силу соглашения СССР и Германии от 1939 года, касающиеся территориальных перемен в Польше.