Константин Егорович Маковский был одним из самых популярных отечественных художников конца XIX века и одним из самых высокооплачиваемых живописцев пореформенной поры. Его полотна участвовали в выставках Товарищества передвижников и Петербургского общества художников. А члены императорской семьи боролись за то, чтобы их портретировал именно Маковский.
Прославленный художник родился 2 июля (20 июня по старому стилю) 1839 года в Москве в семье бухгалтера Экспедиции кремлевских строений Егора Ивановича Маковского и певицы, преподавателя Московской консерватории Любови Корниловны, урожденной Молленгауэр. Егор Иванович был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, членом Московского художественного общества, коллекционером живописи и художником-любителем.
Маковские жили, окруженные искусством. Завсегдатаями их дома были известные художники, среди них Карл Брюллов, Василий Тропинин, Михаил Скотти, Сергей Зарянко. Любовь отца к живописи передалась и детям. Помимо Константина, художниками стали его два брата Николай и Владимир и сестра Александра. Уже будучи состоявшимся живописцем, Константин Маковский писал об отце так: "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу".
Первым художественным опытом Константина Маковского стали копии гравюр. В 12 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1858 году его закончил и поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его талант проявился сразу. С первых лет учебы он участвовал в выставках с картинами на исторические темы и вошел в список лучших студентов Академии. Среди них ежегодно устраивали конкурс на большую золотую медаль.
В 1863 году правила участия в конкурсе изменились. 14 лучшим ученикам, в том числе Маковскому, не разрешили самостоятельно выбрать тему работы. Ученики подали заявление в Совет Академии с просьбой изменить условия конкурса, но обращение осталось без ответа. В итоге, 21 ноября 1863 года тринадцать студентов класса живописи и один ученик класса скульптуры покинули Академию художеств. Константин Маковский - в их числе. Это было первое открытое выступление против академического направления в живописи, так называемый Бунт четырнадцати.
Тем не менее, все участники "бунта" получили дипломы классных художников и смогли организовать в Санкт-Петербурге Артель художников, ставшую первым независимым объединением живописцев в стране. Возглавил Артель Иван Крамской. Участники организации сняли квартиру, жили вместе и в "общак" сдавали 10% гонорара от каждой лично созданной работы и 25% - от исполненной совместно с другими членами Артели.
В 1860-е и 1870-е годы Маковский в основном писал на бытовые темы. К самым известным его работам этого периода относятся "Селедочница" (1867), "Жница" (1871), "Вдовушка" (1865), "Маленькие шарманщики" (1868) и "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869), за которую он получил звание профессора Академии художеств.
Прославился же Маковский как талантливый портретист. В заказах от представителей петербургской знати у него недостатка не было. Зарабатывал живописец достаточно для того, чтобы снять собственную мастерскую недалеко от Дворцовой площади и выйти из Артели художников.
В 1870 году Константин Маковский вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, помогал разрабатывать его устав и регулярно участвовал в выставках передвижников.
Маковский много путешествовал по России и ездил за границу. Свое впечатление от пребывания в Египте он передал на картинах "Перенесение священного ковра в Каире" (1876), "Болгарские мученицы" (1877) и "Дервиши в Каире" (1875). "Болгарских мучениц" на одной из выставок увидел император Александр II и, говорят, был впечатлен до слез. А картину "Перенесение священного ковра в Каире" император приобрел за баснословные 10 000 рублей. (По данным Счетной палаты РФ, в 1870 году средний годовой заработок рабочего в Москве равнялся 189 рублям, в месяц выходило по 15,75 рубля.)
Маковского стали называть "придворным живописцем". Художник трижды писал портреты Александра II. К нему обращались представители самых знатных дворянских фамилий - Строгановы, Юсуповы, Волконские. Живописец вспоминал: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей".
Маковский увлекся историей и коллекционированием, собирал старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта. Часть из них живописец использовал в качестве реквизита для картин. В старинные одежды наряжал он и героев своих картин. Художница и меценат княгиня Мария Тенишева писала: "Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт…".
В 1880-х основной темой работ художника стали эпизоды из истории России. К этому периоду относятся картины "Боярыня у окна" (1885), "Боярышня" (1890-е), "Боярский свадебный пир" (1883). Увлечение русской историей отразилось и в других полотнах: "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1882), "Смерть Ивана Грозного" (1888) и "Поцелуйный обряд" (1895). Журнал "Нива" писал, что "Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он - вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности…".
Константин Егорович любил говорить: "Жизнь так красива, когда берешь полной горстью". И этому принципу следовал не только в творчестве, но и в личной жизни. Маковский был женат трижды. В трех браках у него родилось семь детей. Один из его сыновей - поэт, художественный критик и издатель Сергей Маковский - дал отцу такую характеристику: "В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату. К людям он относился почти наивно доверчиво… Как художник, он был скромен на редкость и всегда готов радостно отозваться на чужую удачу".
В 1896 году Константин Маковский закончил большую историческую картину "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям", известную также как "Воззвание Минина к нижегородцам". На холсте - сотни людей жертвуют деньги и вещи для народного ополчения, собирающегося освободить Москву от поляков. Полотно похвалил Максим Горький, но не все критики разделили его высокую оценку. Скорее всего, дело было в том, что историческая живопись в тот период стала терять популярность.
В 1915 году Маковский стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. А спустя несколько месяцев попал в аварию - в его экипаж врезался трамвай. "Вдохновенного певца эпохи" не стало 30 сентября 1915 года. Похоронен Константин Маковский на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем