В Ростовской области возле трассы "Константиновск - поселок Тацинский" недалеко от станицы Ермаковской стоит скромный военный обелиск. На черном мраморе под звездой выведено: "Здесь 19.07.1942 г. при выполнении боевого задания героически погибли: военный летчик Тимофей Маслов и корреспондент газеты "Красная звезда" Леон Вилкомир".
К моменту гибели 30-летний старший политрук Леонид (Леон) Вульфович Вилкомир был уже состоявшимся журналистом и поэтом. Его стихи и статьи печатались в центральных газетах, с 1932 года он - ответственный секретарь многотиражной газеты "Уралвагонстрой" в Нижнем Тагиле, а в 1934 году поступил в престижный Литературный институт имени Максима Горького и по окончании был направлен в Красную армию.
Леонид Вилкомир жил и творил в эпоху грандиозных преобразований, когда жители страны советов стремились все изменить к лучшему, и в своем творчестве воспевал людей труда.
Однако были у него и лирические произведения.
Например, в 1935 году написал стихотворение "Жизнь моя не повторится дважды…"
Жизнь моя не повторится дважды.
Жизнь не песня, чтобы снова спеть.
Так или иначе, но однажды
Мне придется тоже умереть.
Как бы я ни прожил свои годы,
Я прошу у жизни: подари
Вкус воды и запах непогоды,
Цвет звезды и первый взлет зари.
Пусть и счастье не проходит мимо,
Не жалея самых светлых чувств.
Если смерть и впрямь неотвратима,
Как я жить и думать разучусь?
С началом Великой Отечественной войны Леонид Вилкомир пишет с передовой линии фронта. Ходит в атаку на танке, в качестве бортового стрелка пикирующего бомбардировщика Пе-2 совершает налет на немецкие позиции под Ленинградом. За мужество и бесстрашие, проявленные при выполнении заданий редакции, 11 апреля 1942 года приказом №014/н по войскам Волховского фронта политрук Вилкомир награжден орденом Красной Звезды.
После разгрома под Харьковом части Красной армии с боями отходили на восток. Большие потери врагу наносили воздушные удары 103-го штурмового авиаполка. И для освещения боевой работы летчиков Ил-2 под Новочеркасск прибыли спецкор Леонид Вилкомир и фотокорреспондент Николай Левшин.
Существуют несколько описаний событий рокового дня.
В докладной записке редактору "Красной звезды" Давиду Ортенбергу врио начальника корреспондентской группы Максим Черных сообщал, что Леон Вилкомир несколько раз просил разрешения у командира полка подполковника Мироненко и старшего батальонного комиссара Немтинова вылететь на боевое задание со штурмовиками Ил-2. Корреспонденту категорически отказали.
"Вилкомир обратился тогда к находившемуся на аэродроме командиру 216-й истребительной дивизии генерал-майору Шевченко. Генерал сначала отказал в просьбе Вилкомира. Тот настойчиво продолжал просить разрешение на полет. Наконец генерал дал разрешение, и Вилкомир сел в ведущую машину, которую пилотировал опытный, лучший в полку летчик лейтенант Маслов", - пишет Черных.
Здесь журналист ошибается - воинское звание у Тимофея Кирилловича Маслова на тот момент было старший лейтенант. Выходец из села Луковица Киевской области, крестьянский парень к 26 годам успел на бомбардировщике Су-2 отличиться в Финскую войну и получить орден Красного Знамени. И в Великую Отечественную воевал с первых дней, а 25 сентября 1941 года Тимофей Кириллович в воздушном бою над Перекопом сбил немецкий военно-транспортный самолет Junkers-52. За подвиг пилота поощрили, что было отмечено в приказе, денежной премией в 1000 рублей. Кроме того, за две недели до гибели, его представили ко второму ордену Красного Знамени.
Далее сухо сообщается, что с боевого задания вернулись все самолеты, кроме одного, на котором полетел корреспондент. По словам очевидцев, штурмовик, будучи подбитым, упал на территории, занятой немцами, в трех километрах южнее станицы Ермаковская.
Командир отряда "Поиск" Ростовской области Александр Павленко, изучив архивные документы, установил подробности гибели Ил-2.
19 июля 1942 года на аэродроме под Новочеркасском прошел дождь, и видимость была настолько плохая, что еле просматривались самолеты на противоположной стороне взлетного поля. Однако переправившихся через Северский Донец немцев требовалось остановить, и штурмовики, вопреки метеоусловиям, совершили четыре боевых вылета. В небо во главе с командиром полка подполковником Павлом Мироненко поднимались самые опытные экипажи Ил-2. Самолеты "утюжили" немецкие войска в районе станиц Калитвенской и Ермаковской.
И в каждом вылете участвовал старший лейтенант Тимофей Маслов. Во время одного из них огонь немецких зениток оказался настолько плотным, что после возвращения на аэродром его Ил-2 разобрали на запасные части для других самолетов. Однако опытный пилот продолжил вылетать на штурмовку врага уже на другой машине.
В четвертом вылете место стрелка-радиста на борту штурмовика Маслова занял корреспондент. Семь самолетов Ил-2 в воздухе сопровождали десять истребителей Як-1. Штурмовики шли на предельно малой высоте. На выходе из станицы Ермаковской летчики обнаружили и атаковали колонну немецкой бронетехники. Ил-2 дважды прошлись реактивными снарядами и пушками по танкам, бронемашинам и грузовикам противника. Несколько немецких машин загорелись.
"После выхода из атаки ведущий Маслов набрал высоту, затем круто развернулся и один направился вдоль пылающей колонны, чтобы корреспондент мог запечатлеть на фотопленке все то, что оставили после себя штурмовики. На одиночный Ил-2 обрушился шквал зенитного огня. На глазах у ведомых и находившихся вверху истребителей сопровождения самолет Маслова два раза перевернулся через крыло, затем перешел в крутое пикирование и в пяти километрах южнее Ермаковской упал. Это случилось в 16:39", - написал в своем исследовании краевед.
Местные жители смогли извлечь из самолета тела погибших, похоронить и сберечь их документы. Однако до 1948 года старший лейтенант Тимофей Маслов числился без вести пропавшим.
Справедливость была восстановлена позже, когда погибшим летчику и военному корреспонденту поставили скромный обелиск, а над захоронением взяли шефство Кольцовская и Ермаковская школы.
В 2021 году стелу заменили на памятник из черного мрамора, и по ошибке гравер изобразил не штурмовик Ил-2, а истребитель И-16 "Чайка".
История 103-го штурмового Гродненского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка началась 5 мая 1938 года. С началом Великой Отечественной войны штурмовиков, как "пожарную команду", бросали на самые горячие участки фронта. В июне-августе 38 бомбардировщиков Су-2 бомбили немецкие танки и аэродромы в Белоруссии. В сентябре, после переформирования в Воронеже, две эскадрильи 103-го полка на штурмовиках Ил-2 были переброшены для обороны Крыма. Боевую работу полк вел с аэродромов Кача, Роттендорф, Ново-Царицыно.
После отступления из Крыма, 12 июля 1942 года, летчики полка, взяв по одному технику, перелетели на полевой аэродром вблизи Ворошиловграда (Луганск), а через четыре дня были вынуждены перебазироваться в Новочеркасск. С 12 июля по 28 августа 1942 года полк выполнил 264 боевых вылета, в одном из которых погибли Маслов и Вилкомир.
Летчики-штурмовики уничтожили и повредили 260 танков, 744 автомобиля, до 2500 солдат и офицеров, три склада с боеприпасами, одно полевое и 42 зенитных орудия. Потоплены были два речных судна, разбиты восемь мостов и понтонных переправ. К моменту передислокации на полевой аэродром под город Грозный полк остался без исправных самолетов.
Пилоты 103-го полка прошли всю Великую Отечественную войну и встретили день Победы в Германии. В 1947 году полк был расформирован.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем