Многие гости города частенько обращают внимание на необычные рисунки, красующиеся на стеклах одного из торговых центров Перми - непонятные чудовища и странные человеческие фигурки.
Пермяки к таким изображениям привыкли. На вопросы любопытствующих они отвечают: "Да, это наш звериный стиль". Символом Перми сотни лет является медведь, но ясно, что кроме этого косолапого в Прикамье водятся и другие звери, порой очень необычные. Фигурки на торговом центре срисованы с найденных при раскопках древних городищ Западного Урала. Сколько их было обнаружено, никому точно не известно.
В имении Строгановых
Интересоваться ими и собирать в коллекции начали только в XIX веке. Одним из первых, кто написал о Пермском зверином стиле, был Павел Мельников-Печерский, известный этнограф и литератор. В Прикамье он попал случайно после окончания Казанского университета: собирался продолжить образование в Европе, а угодил в Пермь на место учителя истории и статистики в мужской гимназии.
Мельников-Печерский, добираясь из Тамбовской губернии на Урал, вел заметки. Их опубликовал 185 лет назад авторитетный журнал "Отечественные записки". В одной из глав 21-летний будущий знаменитый писатель подробно рассказал об археологических находках, с которыми ознакомился в доме Василия Волегова, управляющего имением Строгановых в Ильинском. Всего Мельников-Печерский увидел тогда 55 находок и подробно описал их. Это фигурки, обломки изделий, пряжки. Причем Мельников-Печерский сделал тогда однозначный вывод, что все они сделаны в Греции.
Закамское серебро
К Пермскому звериному стилю относят бронзовые или медные фигурки, выполненные методом литья. Их находили крестьяне при вспашке полей, при копке земли или просто в лесу или на лугах. Но обычно им не придавали большого значения, считалось, что это чудские амулеты, то есть оставшиеся от неведомого народа чудь, когда-то проживавшего на Урале.
Такие изделия встречаются и в других регионах России, но больше всего их нашли в Прикамье, и потому возникло название "пермский звериный стиль". К ним относились как к забавным поделкам, "образкам", как называли их крестьяне. Гораздо больше внимания привлекали к себе находки из серебра. Его обнаруживали в Прикамье сотни лет. Причем это были уже готовые серебряные изделия - шлемы, кувшины, сосуды, блюда. Одно время пермяки даже дань платили царям "закамским серебром".
Откуда здесь взялись такие огромные запасы изделий из драгоценного металла, никто разобраться не может. Причем находили такие предметы, что даже из Санкт-Петербурга просили отдать им в музей уникальные вещи. Серебряные сосуды выпахивались из земли еще в 50-х годах прошлого века. Возможно, такие находки случаются и сейчас, но про них ничего неизвестно.
Фантастические птицы
Впервые ученые всерьез заинтересовались бронзовыми и медными фигурками во второй половине XIX века. Точно неизвестно, носили их на одежде или прикрепляли к сбруе коней или коров, но почти все исследователи полагают, что такие изделия служили оберегами. Одним из первых ученых, приступившим к изучению фигурок пермского звериного стиля, был Алексей Шмидт.
"Они имеют вид медведей, уток, фантастических птиц со звериной головой, пластинки или бляхи с изображением зверей, странные человекоподобные фигуры, стоящие на каком-то необычном животном. Наиболее оригинальной их чертой является странное комбинирование человека и животных. Они всегда необычны своим замыслом и исполнением", - отмечал исследователь.
Шмидт писал, что такие изделия попадаются по всей России, в Сибири например, но больше всего их найдено именно в Прикамье.
Дух Индии
Кто и зачем их делал, абсолютно неизвестно. Сначала предполагали, что пермские бронзовые и медные фигурки и пластинки с чудищами попадали на Урал из Персии или Ассирии. Такой вывод был сделан из-за схожести стилей. Были предположения, что их привезли с собой некие беженцы из Азии. Также полагают, что Пермский звериный стиль стал наследником искусства эллинов или скифов.
Ряд ученых выдвинули версию, что тут прослеживается дальневосточный след, так как часто встречается фигурка птицы с человеческим лицом на груди. Это якобы пришло из индийских мифов, где говорится о птице Гаруде, сжимающей в когтях злого духа. Но постепенно исследователи стали склоняться к предположению, что все изделия пермского звериного стиля производились на месте, то есть в Прикамье. И скорее всего, были атрибутами шаманов.
История пермских оберегов насчитывает несколько веков. Ученые уже почти уверены в том, что их начали делать примерно в X веке до нашей эры. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты археологического поиска. Найдены литейные формы, где плавили медь. Есть даже предположение, что металлургами были женщины, потому что в их могилах найдены формочки для отлива фигурок.
Связь с Золотой Бабой
Изделия Пермского звериного стиля чаще всего из сплава меди с оловом или цинком. Все они сравнительно небольшие, чтобы удобнее было их носить. На некоторых объемных фигурках есть даже прорези для ремешков, и остатки кожи тоже находили.
В то же время пермский звериный стиль можно увязать и со знаменитой Золотой Бабой. Дело в том, что часто встречаются фигурки - женские изображения. Ученые полагают, что это некие богини. И в самом деле, зачем обереги без божества? Одни исследователи считают, что это образы женщин - вождей племени. Другие говорят, что эти фигурки имеют отношение к легендарной Золотой Бабе. О ней упоминал и Стефан Великопермский, епископ, крестивший жителей Западного Урала.
Загадочные обереги Прикамья стали источником вдохновения и для художников. Так, Николай Рерих хотел создать коллекцию предметов в Пермском зверином стиле. Правда, точно неизвестно, сумел он воплотить свои идеи или они так и остались в проектах. И сейчас многие художники создают произведения в этой стилистике. Есть и целые коллекции ювелирных изделий, выполненных в пермском зверином стиле.
Что такое "звериный стиль"
Отличительной чертой пермского звериного стиля является использование различных образов животных, таких как медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея. Они могут быть как одиночными, так и сочетаться в разных композициях, например изображения семейной пары, стоящей на ящерах под небосводом из лосиных голов. Среди них есть семейные пары с ребенком. Разными бывают и сами ящеры - в полную величину, с головой и частью туловища, в статической или же динамической позе.
Но самый загадочный образ - это человеко-лось. Что он означает, совершенно непонятно. Есть также фигурки людей-птиц. Самые большие коллекции изделий пермского звериного стиля находятся в Пермском и Чердынском краеведческих музеях. Много было частных собраний, но после революции 1917 года почти все они были разорены, а экспонаты рассеялись по всему миру.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем