Школьники из Луганской народной республики в рамках программы "Университетские смены" посетили Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого и прослушали лекцию о "божьей печати" новгородских купцов в XVI веке.

НовГУ
Лектор рассказал о карельском кантеле, который всегда считался магическим предметом.
Как сообщили в НовГУ, в роли лектора выступил гусельник Антон Вакуров. Его рассказ касался нюансов торговли, которую вели в Великом Новгороде в XVI веке.
По словам лектора, в тот период времени наиболее ценным импортным товаром, как ни странно звучит сейчас, был обыкновенный пчелиный воск. Впрочем, это сейчас он широко доступен, а в XVI веке, когда в большом ходу были свечи, обычные люди позволить его себе не могли.
"Восковые свечи можно было увидеть только за рубежом или в богатых домах, - рассказал Антон Вакуров. - Каждая третья свеча, проданная за границу, была привезена из Великого Новгорода. Самые богатые купцы торговали воском: его продавали тяжелыми кругами".
Купцы при этом пускались и на хитрость, и на обман. Восковые круги они утяжеляли при помощи замаскированных предметов. Например, укладывали внутрь воскового круга камни или кирпичи. Цена устанавливалась исходя из массы товара. А чтобы хитрость не была раскрыта, купцы строго-настрого запрещали товар вскрывать.
Таким образом, покупатель, в роли которого зачастую выступали другие купцы, фактически приобретал "кота в мешке". Только расплатившись за товар и вскрыв его, покупатель мог убедиться в том, что его не обманули. Или удостовериться в обратном.
"Новгородцы, для того, чтобы подтверждать качество своего товара, ставили "божью печать" прямо на круг, и она являлась некой клятвой, что товар хороший и купец не обманывает покупателя", - отметил Антон Вакуров.
Он также рассказал об инструментах народов Северо-Западного федерального округа, в том числе о карельском кантеле - инструменте, к которому карелы всегда относились как к магическому предмету.
Даже изготавливали такой инструмент по-особому: из дерева, обычно высокой сосны, в которую ударила молния. У такого дерева спиливалась верхушка, из которой затем в течение 40 дней вырезался инструмент.
"Если кантеле сделали раньше, то его замачивают в воде и дополняют украшениями, увеличивая таким образом срок изготовления, - пояснил лектор. - Карелы объясняют строгое соблюдение срока тем, что в инструмент может вселиться душа умершего человека, если он захочет остаться на земле".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем