Новгородские исследователи изучили этимологию слова "дизайн" и раскрыли онтологическую сущность данного явления. Заключается она в связи дизайна с Создателем Вселенной - Творцом бытия.
Любопытная научная публикация вышла в журнале "Ученые записки Новгородского государственного университета". Ее авторы - кандидат филологических наук Анна Моторина из Регионального института профессионального развития и магистрант Александр Моторин из Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого.
Они провели этимологическое исследование слова "дизайн", проследив его историю и эволюцию. Авторы работы отмечают, что дизайн обладает универсальными бытийными свойствами.
Благодаря этому он сегодня включает в себя самые разноплановые работы: творческий замысел (проект), процесс по его реализации (деятельность по конструированию) и полученный результат (продукт).
С учетом историографического обзора определений и типологии дизайна в русскоязычной и англоязычной литературе за коренные черты этого явления исследователи приняли проектность, функциональность и эстетичность.
Это свойства, "способные в своем триединстве преодолеть дискретность культуры постмодернизма с порожденными ею симулякрами и бесконтрольным потреблением", объясняют авторы публикации.
На основании выявленных характеристик им удалось проследить связь дизайна с Создателем Вселенной - Творцом бытия. Они обратили внимание на одну из англоязычных версий Библии времен Реформации.
Первая фраза книги Бытия (Genesis) звучит так: "В начале сотворил Бог небо и землю". Но в данном издании она была переведена не через ставший позднее каноническим глагол "created" (творить, создавать), а с помощью синонима "designed".
"Используя подобную вариацию, переводчик тем самым сместил акцент с самого акта творения мира на создание его именно по замыслу Творца, иначе говоря, согласно данному тексту, мир был Богом "спроектирован", - пишут ученые.
Иными словами, первым дизайнером был сам Бог, что люди осознали не сразу. В конце XX века эта идея легла в основу теории Разумного замысла - Intelligent design. Она стремилась к доказательству возникновения жизни на Земле благодаря некоему высшему разуму, а не в результате случайной эволюции. Причем полагалась, прежде всего, на естественнонаучные факты, свидетельствующие о бытии Бога, а не на тексты Священного Писания.
Впрочем, в современном мире дизайн как явление обрел новые черты, чему в немалой степени поспособствовало развитие технологий. По мнению исследователей, целью дизайна становится формирование не столько новых материальных запросов у человека, сколько создание "эмоциональных, имиджевых, мифологических потребностей". Иными словами, наблюдается "активное и осознанное вторжение дизайна в сферу духовного состояния общества".
"Термин "дизайн" оказывается в равной мере востребованным и объединяющим для филологии, философии, теологии, искусствоведения, культурологи", - заключают авторы работы.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем