13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1910 года в Томске родился Михаил Васильевич Посохин - известный советский архитектор, лауреат Ленинской премии (1962), Государственной премий СССР (1980) и Сталинской премии 2-й степени (1949), главный архитектор Москвы с 1960-го по 1980-й год.

Н. Рахманов / РИА Новости
Главный архитектор и руководитель проекта Генерального плана развития города Москвы, академик Михаил Васильевич Посохин. 1973
Его отец, Василий Михайлович, работал в типографии. Мать, Мария Александровна, была сотрудницей библиотеки. После окончания средней школы юноша записался вольнослушателем Сибирского технологического института имени Ф.Э. Дзержинского (сегодня - Томский политехнический университет). Параллельно Посохин посещал творческую студию местного художника Вадима Мизерова.
В конце 1929 года Михаил Васильевич переехал в город Кузнецк-Сибирский (ныне - Новокузнецк). Там он начал работать на строительстве Кузнецкого металлургического комбината. В 1933-м окончил учебный комбинат "Кузнецкстроя" и получил диплом гражданского инженера. Посохина взяли на работу в проектный отдел "Кузнецкстроя". Молодой архитектор участвовал в проектировании новокузнецкого микрорайона Соцгород.
Спустя 6 лет Посохин отправился в Москву и поступил в Московский архитектурный институт. Параллельно работал в проектно-планировочной мастерской Моссовета, где руководителями были архитекторы Дмитрий Чечулин и Алексей Щусев. Вуз Посохин закончил экстерном за три года. Во время учебы Михаил Васильевич подружился с другим молодым архитектором Ашотом Мндоянцем. Они тесно сотрудничали и не раз представляли на конкурсы совместные проекты.
Во время Великой Отечественной войны Михаил Посохин, будучи в Москве, участвовал в восстановлении поврежденных бомбежками домов, возведении маскировочных конструкций, а также, под руководством Чечулина, работал над реконструкцией здания Моссовета на ул. Горького (ныне здание мэрии Москвы на ул. Тверской).
Первым самостоятельным проектом Посохина стала реконструкция Александровского училища для размещения в нем Генерального штаба Красной армии в 1946 году. А уже через два года он выиграл конкурс на проектирование одной из семи "сталинских высоток" - той, что должна была располагаться на площади Восстания (ныне Кудринская площадь).
К 1954 году на площади вырос необычный дом. Его фасады украшали скульптурные группы, колоннады, пилястры. Венчал здание шпиль. Все эти элементы были характерны для сталинского ампира. На нижних этажах разместились двухзальный кинотеатр "Пламя", прачечная и большой "Гастроном". Также в доме была спроектирована подземная парковка на 134 машиноместа. А во всех квартирах на кухнях были установлены холодильники, встроенная мебель и мойки с измельчителями для пищевых отходов. Проделанная Посохиным работа была высоко оценена. За нее архитектор получил Сталинскую премию 2-й степени.

В 1959-1961 годах по проекту Посохина и Мндоянца в Московском Кремле был возведен Дворец съездов (ныне Государственный Кремлевский дворец). Перед строителями стояла непростая задача: здание Дворца должно было быть полностью закончено ко дню открытия ХХII съезда КПСС, на котором принималась знаменитая программа построения коммунизма в СССР. То есть на строительство выделялось всего два года. При этом здание будущего Дворца задумывалось настолько масштабным, что, чтобы расчистить для него место, потребовалось снести старое здание Оружейной палаты. Это, кстати, заметно изменило облик Кремля. Тем не менее, в сроки Посохин и Мндоянц уложились. Дворец съездов был построен за рекордные 16 месяцев. А его архитекторы за проделанную работу были удостоены Ленинской премии (1962).
В 1960 году Михаил Посохин возглавил Архитектурно-планировочное управление Москвы и занимал этот пост целых 20 лет. Таким долгожительством на московской архитектурной сцене не мог похвастаться ни один его предшественник. За это время Посохин многое успел изменить в облике столицы. Не все его проекты понравились гражданам, но все точно запомнились.
Первой масштабной стройкой, которую Посохин начал в качестве главного архитектора города, стал новый проспект Калинина (ныне ул. Новый Арбат). Его строительство сопровождалось массовым сносом исторической застройки. Уничтожение части арбатских переулков вызвало недовольство у многих коренных москвичей. А новый проспект, из-за некоторого внешнего сходства, был в шутку окрещен ими "вставной челюстью Москвы".
Получилось, как получилось, хотя задумывал Михаил Васильевич новую "устремленную в будущее" магистраль гораздо интереснее. По проекту Посохина, проспект проходил ниже поверхности земли, а над ним должны были быть проложены многочисленные пешеходные мостики, как бы продолжавшие рисунок прерванных арбатских переулков. Но из-за случившегося тогда покушения на Джона Кеннеди нормы безопасности на правительственных трассах были пересмотрены: кортежам запрещалось ездить под мостами, в тоннелях. И проспект "пустили" поверху, а строительство пешеходных мостиков отменили.

Еще начиная с 1960-х годов перед Михаилом Васильевичем и его командой архитекторов стояла очень ответственная задача: разработать генеральный план развития Москвы. Причем предполагалось, что он должен стать неким образцом, по которому будут развиваться остальные советские города вплоть до начала XXI века.
Генплан был утвержден в июне 1971 года. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев так прокомментировал этот важнейший градостроительный документ: "Наша цель состоит в том, чтобы превратить Москву в образцовый коммунистический город с удобной планировкой, современной архитектурой, с высоким уровнем благоустройства и санитарно-гигиенических условий жизни… Новый Генеральный план… ориентирован на использование самых последних достижений градостроительства и вместе с тем на сохранение своеобразия исторически сложившегося облика Москвы…".
И хотя генплан был реализован лишь частично, своей актуальности он не потерял и сегодня. Согласно генплану Посохина, столица впервые делилась на 9 округов, ставших прототипами для появившихся впоследствии префектур. Также, по плану, должны были быть проложены новые автомагистрали-хорды, а на месте старых деревень построены жилые микрорайоны. На границе Москвы и пригорода располагался лесопарковый пояс, задачей которого было предотвратить "разрастание застроенного массива и его слияние с соседними населенными пунктами, относившимися к Московской области". Но рост города оказался намного более интенсивным, чем предполагалось изначально.
Среди других московских проектов Посохина были постройки, во многом определившие позднесоветский облик столицы: здание секретариата Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) на Калининском проспекте (1970, сегодня его использует правительство Москвы), здание МГИМО (1976), Центр международной торговли (1980), спорткомплекс "Олимпийский", застройка микрорайона Северное Чертаново (1984), здания Министерства обороны на Арбатской площади (1987) и Академии Генштаба на проспекте Вернадского (1980).
Также, под руководством Посохина и Мндоянца еще в 1960-х годах был построен курортный комплекс в Пицунде. Михаил Васильевич выступил автором проектов советских павильонов на международных выставках Экспо в канадском Монреале (1967) и японской Осаке (1970). Помимо этого, он спроектировал комплексы посольств СССР в Бразилии и США.

У Михаила Посохина был особый талант: он мог успешно выполнять диаметрально противоположные задачи. За это его особенно ценило партийное руководство. И в том числе в этом оказался секрет долгожительства Посохина в архитектуре. Ведь он был назначен заместителем начальника Архитектурно-планировочного управления Москвы еще при Сталине, занял пост главного архитектора при Хрущеве, а все свои главные проекты создал при Брежневе. Не даром Михаила Васильевича называют "главным архитектором брежневской эпохи".
У Посохина были поклонники его архитектурного видения, но не меньше было и критиков. Не всем пришелся по душе новый лик столицы Советского государства, так мощно и размашисто написанный ее главным архитектором.
Михаила Васильевича Посохина не стало 22 января 1989 года. Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
