издается с 1879Купить журнал

Крейсер, который не взлетел: 90 лет назад в СССР испытали уникальный гидросамолет

09 августа 2024

В начале августа 1934 года начались заводские испытания тяжелой ударной летающей лодки Туполев МК‑1. Это была уникальная советская разработка, которая хоть в серию и не пошла, но успела поставить два мировых рекорда.

МК-1 перед спуском на воду.

zhukovskymuseum.ru

МК-1 перед спуском на воду.

Замысел создания летающей лодки МК-1 (сокращение от "морской крейсер", другое название - АНТ-22) возник у барона, одного из основателей реактивной авиации, советского авиаконструктора Роберто Бартини. Идея была стратегически важной: создать военно-морской штурмовой гидросамолет.

В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века Бартини, возглавлявший экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов в Севастополе, пытался этот проект реализовать. На бумаге у него вышло судно, которое выдерживало полезную нагрузку до 3,2 тонны и имело приличную дальность полета. Такая летающая лодка могла бы не только собирать данные, но еще и нападать на корабли и морские базы противника, а также защищать свой флот.

Проект реализовали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), где уже работали над морскими дальними разведчиками. Задачу сконструировать амфибию, не имеющую аналогов в мире, перед инженерами ЦАГИ поставили в 1931 году. Летающая лодка должна была, помимо прочего, транспортировать торпеды и малогабаритные подлодки.

Ведущим конструктором проекта стал один из первых специалистов металлического самолетостроения Иван Погосский. Он предложил использовать схему двухлодочного самолета-катамарана. В движение судно должны были приводить шесть двигателей. В СССР в то время уже были в эксплуатации итальянские катамараны, способные подниматься в воздух, но они имели небольшие размеры.

Над прототипом конструкторы работали три года. Они создали судно с уникальной конструкцией - двухкорпусное, над крыльями которого в гондолах были установлены авиадвигатели М-34Р. Летающая лодка получилась огромной: длина - больше 24 метров, размах крыла - 51,6 метра. Шесть двигателей, закрепленные друг за другом на специальных пилонах, в совокупности давали мощность 4950 лошадиных сил. Между двумя корпусами помещалась небольшая подводная лодка или торпедный катер.

Судно должно было поднимать свыше 33 тонн груза (в том числе, авиабомбы общим весом 6 тонн). У МК-1 было свое вооружение - две 20-миллиметровых пушки и четыре 7,62-миллиметровых пулемета. 9,5 тысячи литров топлива хранились в четырех баках.

Экипаж летающей лодки состоял из командира корабля, двух пилотов, штурмана, бортмехаников, шестерых стрелков и радиста. Со всех сторон МК-1 был прикрыт оружием, поэтому одолеть судно противнику было бы сложно. Также на борту была мощная радиостанция, обеспечивающая навигацию по маякам, фотоаппараты и телефонная связь - переговоры можно было вести на расстоянии до 350 километров.

При разработке летающей лодки ЦАГИ использовали проект сухопутного бомбардировщика ТБ-3. От него МК-1 "перешло" доработанное четырехлонжеронное крыло, а также мотогондолы. Но конструкторы ошиблись с двигателями. Установленные изначально М-34Р оказались неэффективными, их хотели заменить более мощными, но после испытаний от этой идеи отказались.

МК-1 построили в Москве, а для испытаний разобрали и перевезли в Севастополь. В начале августа 1934 года летающая лодка впервые поднялась в воздух из бухты Омега. Полет показал недоработку конструкторов - прототип максимально разогнался до 223 километров в час, что было слишком мало, а его крейсерская скорость составила 180 километров в час. Более получаса лодка поднималась на высоту в три километра без груза. Расход топлива оказался слишком большим.

У МК-1, загруженного пятью тоннами бомб, показатели оказались и вовсе разочаровывающими: максимум, до чего смогла разогнаться летающая лодка - 205 километров в час. Дальность полета при этом сократилась до 1330 километров. Но была и "ложка меда": летчики рассказали о хорошей управляемости и маневренности летающей лодки, а также о том, что она отлично ведет себя в море, даже при полутораметровых волнах.

Но все остальные показатели не устроили приемную комиссию. Последней каплей в определении судьбы МК-1 стало то, что судно приходилось очень долго загружать: боеприпасы сначала поднимали на надувных шлюпках, а потом крепили. Погрузить летающую лодку в воду и вынуть обратно можно было только с помощью системы лебедок, нужна была специфическая инфраструктура в порту.

В итоге проект закрыли в 1937 году. Но МК-1 успел поставить два рекорда. В 1936 году летающая лодка поднялась с грузом 10,4 тонны на высоту 1942 метра (это было мировое достижение). А позже долетел до той же отметки с 13 тоннами, но рекорд официально не зарегистрировали.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться