"Московский журнал" опубликовал сокращенную версию стенограммы доклада Алексея Щусева о Мавзолее, произнесенного им на заседании Академии наук СССР в честь 800-летия Москвы 11 сентября 1947 года.
Стенограмма приоткрывает неизвестные страницы не только истории строительства Мавзолея, но и жизни его создателя, сообщили в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).
Публикация была написана по материалам фонда Всесоюзного научно-исследовательского института истории искусств АН СССР (РГАЛИ), где хранятся тексты Щусева о строительстве Мавзолея Владимира Ленина.
Автор статьи, главный специалист РГАЛИ Юлия Маслова, напоминает, что в 2024 году исполняется 100 лет со дня постройки деревянного Мавзолея по проекту Щусева. Он был заменен на каменный только в 1930 году.
Щусев любил выступать на публике. Одну из речей он произнес в Академии наук СССР 11 сентября 1947 года. Там он ознакомил собравшихся с историей проектирования и сооружения мавзолея. Интересно, что в то же время Щусев опубликовал подобную статью в "Архитектурной газете".
Юлия Маслова сравнила ее со стенограммой, и оказалось, что несколько важных моментов речи в статье отражения не нашли. Вот как Щусев описывал Красную площадь: "Это была довольно грязная площадь, вымощенная булыгой. ГУМ нынешний только строился, но Бове ряды были сломаны; у стены стояли ларьки, торговали всякой снедью, игрушками, всякой всячиной. Она была запущенна".
Архитектор вспоминал, что в ночь с 21 на 22 января 1924 года состоялись заседания экстренного Пленума ЦК партии и Президиума ЦИК, наметившие мероприятия по увековечиванию памяти Владимира Ленина. Под председательством Феликса Дзержинского была создана специальная комиссия.
26 января в 24 часа доступ к гробу Ленина был закрыт. ЦИК СССР принял решение поместить гроб в склепе, сделав доступным для посещения. Склеп решили соорудить у Кремлевской стены на Красной площади.
"Поэтому, когда скончался Владимир Ильич, то в связи с постройкой Мавзолея, а Мавзолей не хотели сначала строить (Юлия Маслова даже выделила этот неизвестный факт - прим. ред.), меня вызвали просто как архитектора и предложили в одну ночь сделать не Мавзолей, а такую усыпальницу временную, где бы тело Владимира Ильича могло сохраниться месяца, скажем, 2 для обозрения теми лицами, которые хотели бы с ним попрощаться.
А дальше неизвестно, что будет: удастся ли бальзамирование или не удастся. И все это шло на ходу. И мне пришлось построить в течение нескольких зимних дней и ночей (трех) при помощи взрывных команд в мерзлой земле просто деревянное сооружение, засыпанное между стенами опилками, с (пропущено слово) временного характера и надписью лаконической "ЛЕНИН".
"Иными словами, Щусев дает понять аудитории, что о бальзамировании тела Ленина изначально речи не было. Деревянный Мавзолей предназначался для прощания и, вероятно, последующего захоронения тела вождя", - резюмирует Юлия Маслова.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем