Самые крупные памятники в египетском собрании музея, принадлежащие царице Нахтбастетру и ее сыну - военачальнику Яхмесу, вызывают особый интерес у посетителей. Историки объяснили, в чем уникальность этих артефактов, и какую тайну они скрывают.
Два массивных саркофага располагаются у центрального прохода через Египетский зал Эрмитажа. Усыпальницы были сделаны для царицы Нахтбастетру и военачальника Яхмеса - жены и сына Амасиса, который правил во второй половине VI века до н. э., перед персидским завоеванием Египта.
Саркофаги у египтян помимо прочего хранили важные сведения об умершем, а потому изделия украшались надписями имен "владельца" и его родителей. Указывались также прижизненные статусы, достаток. Все это сопровождалось изображениями богов-покровителей, которые должны были защитить тело умершего от всякого зла. На саркофагах Нахтбастетры и Яхмеса были соблюдены все традиции, но есть один нюанс, на который ранее обратил внимание египтолог Владимир Голенищев. Дело в том, что имена и титулы владельцев были заметно повреждены. И это стало большой загадкой - кто позволил себе это сделать, и зачем. Позже возникло предположение, что усыпальницы относятся ко времени завоевания Египта персидским царем Камбизом в 525 г. до н. э.
По мнению историков, имена жены и сына Амасиса должны были стереть - как раз по приказу персидского царя. Однако египетский мастер, которому доверили эту работу, не посмел тронуть имя богини Бастет, которое входило в состав имени Нахтбастетру, и пошел на хитрость. Он сделал все так, чтобы персы, не знающие иероглифики, приняли поврежденные знаки за уничтоженные. То есть, надписи были несколько искажены, но остались вполне читаемыми для потомков.
Кстати, позже саркофаги с подачи персидского царя были использованы для других перезахоронений в Гизе. В России они оказались после того, как их во время путешествия в Египет приобрел увлекавшийся минералогией герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Это случилось в 1838 году. После смерти герцога в 1852 году саркофаги были подарены Эрмитажу, где стали украшением одного из самых таинственных залов музея.
Специалисты указали на еще одну любопытную деталь: саркофаги военного и его матери были сделаны из особого материала - граувакки. Это грубозернистый и обычно очень твердый монолитный песчаник, отличающийся особой прочностью. Производили изделия из граувакки и соответствующий внешний эффект, подчеркивая высокий статус умершего. Использовать граувакку стали для создания усыпальниц в качестве альтернативы дереву.
Напомним, что саркофаги не были доступны простым людям. В них хоронили только знатных особ - фараонов, жрецов и менее известных, но очень состоятельных людей. Египтяне рассматривали саркофаг как лодку, которая переправляет покойного в мир мертвых.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем