издается с 1879Купить журнал

"Исключен из школы на три дня..."

Практика борьбы за дисциплину в российских учебных заведениях

"Родина" неоднократно рассказывала о порядках в дореволюционной и советской школе - об изменении системы школьных оценок (№ 3, 2021), о понятии "первый ученик" (№ 4, 2023), о школьной акции по истреблению сусликов (№ 8, 2020)... Сегодня речь о том, как в разные эпохи в школах поддерживали дисциплину.

На уроке в гимназии. Конец XIX в.

На уроке в гимназии. Конец XIX в.

Штрафной кондуит

Устав училищ и гимназий 1828 г. разрешал применение телесных наказаний в уездных училищах1 и "к учащимся трех младших классов гимназий"2. Через десять лет физические наказания "было разрешено применять для всех классов гимназии"3, которые затем были отменены Уставом гимназий 1864 г.4. Этим же уставом "для удобства надзора за учащимися" была введена форменная одежда5.

В 1874 г. были утверждены "Правила для учащихся гимназий"6. Ими запрещалось "пребывать вне дома после семи часов вечера", не допускалось "посещение театров, кинематографов, кондитерских, кафе, мест публичного гулянья и т.д."7.

Лишь оценка "отлично" по поведению в аттестате давала возможность поступить в университет: "С четверкой по поведению в аттестате не принимали ни в одно высшее учебное заведение"8.

Важнейшим инструментом контроля поведения учащихся был кондуит. "Кондуитом, или кондуитным журналом, называлась такая книга, куда надзиратель записывал поведение учеников, их провинности, шалости и наказания, которым за это они подвергались"9.

В числе официальных наказаний было оставление ученика в стенах учебного заведения после окончания занятий. В штрафном журнале-кондуите появлялись, например, такие записи: "Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю. Оставить на 2 часа после уроков"10 или "Глухин Андрей был встречен в шинели, надетой внакидку. Оставить на четыре часа после уроков"11.

За небольшие нарушения ученик после уроков оставался в классной комнате, а за серьезные сажали в карцер, который, например, в саратовской гимназии "помещался под лестницей главного входа в гимназию с улицы"12.

Око надзирателя

"За нашим поведением, - вспоминал педагог П. Блонский, - следили надзиратели - помощники классных наставников. Надзиратель подкрадывался к классу, норовил высмотреть, кто шалит, и доносил классному наставнику (сами надзиратели не имели права наказывать). После обеда он ходил по городу "ловить" гимназистов, одетых не по форме или с запретной папироской"13.

Занятия в Первой киевской гимназии. В дверях и за столами среди гимназистов - классные надзиратели.

"Гимназисты после восьми часов вечера на улицу выходить не имели права, - вспоминал Н.В. Тимофеев-Ресовский, - Ежели по улице школьник идет с неряшливо заткнутой за пояс рубашкой, то классные надзиратели могли остановить, записать, и потом можно было получить карцер - отсидку в течение трех часов по окончании уроков"14.

Рассказывает художник-график Н. Кузьмин: "Урок тянется долго. Время от времени через стеклянную дверь из коридора заглядывает дежурный надзиратель: Жмакин или Сыч. Они "надзирали". В часы занятий они подглядывали через стеклянные двери, не читает ли кто из-под парты книжку; они же устраивали облавы на учеников, появлявшихся на улице после десяти вечера..."15.

В революционном 1905 г. наказание карцером было отменено16. Основным массовым наказанием осталось оставление после уроков в классе. Поскольку никаких буфетов и столовых в учебных заведениях до революции не существовало, то, оставляя ученика в классе на один, два или три часа, его тем самым лишали возможности пообедать дома. Вот почему наказание "оставить после уроков" получило метафорическое название "оставить без обеда".

П. Блонский: ""Оставленные без обеда", возвращались мы домой позже обычного часа. Нам казалось, что все смотрят на нас, и мальчишки из-за ворот дразнили нас: "Без обеда, без обеда""17.

В каком же часу покидали гимназию такие ученики?

В автобиографической повести Л. Будогоской читаем: "Классная наставница оставила Еву без обеда за то, что она смеялась на истории:

- Большая девочка, а за уроком вести себя не умеешь. Останешься в классе до четырех часов.

Теперь ей придется целый час высидеть в пустом классе..."18.

Другой отрывок тоже рассказывает о буднях женской гимназии:

"Катя резко двинула локтем и задела чернильницу. Чернильница грохнулась на пол...

- Егорова, вы останетесь без обеда!

Девочка в ужасе закрыла глаза. Просидеть здесь еще три часа..!"19

Сопоставим оба отрывка. Если девочка, оставленная на один час после уроков, должна просидеть в классе "всего" до четырех часов, то понятен ужас девочки, оставленной на три часа: она сможет отправиться домой только в шесть часов вечера!

"Стоять до Пасхи"

По всей видимости, официально разрешенными видами "оперативного" наказания (текущего поддержания дисциплины) были в учебных заведениях три следующих: стоять возле парты, возле стены или в углу - во время урока; покинуть класс - во время урока; стоять возле стены во время перемены.

Вот описание наказания во время перемены: "Звонок. Из классов беспорядочной гурьбой хлынули гимназисты. Начались писк, визг, драка и беготня. Надзиратель хватал то одного, то другого и ставил к стене. Не прошло и трех минут, как вся стена коридора украсилась вереницей наказанных"20.

А так наказывали длительным стоянием возле парты: "Ученики садятся за парты. Встали из-за парт: Плясов, Телегин, Черных и Феодор. Они будут стоять весь урок. Сергей Феодор - только сейчас. Телегин еще и следующий урок. Черных приказано стоять до Пасхи. Плясов стоит с начала учебного года и будет стоять до конца его. Все правильно... Сергей Феодор в прошлый урок с шумом уронил на пол хрестоматию. Встать на два урока!.. Антон Телегин неуместно рассуждал о полученной единице. Встать на три урока! Черных и Плясов стоят за стрельбу из рогаток на немецком"21.

Были и сочетания наказаний стоянием возле парты и у стены во время одного урока: "Кирилл Михайлович вихрем влетает в класс...

- Кто там смеет садиться, я еще не сказал "садитесь". Встаньте и стойте. И вы там! И вы!!! И вы!!! Встаньте и стойте! А вы к стенке!!! Кто там скрипит? Встаньте и стойте!

Четырнадцать человек стоят весь урок. Ноги затекли. Историк вдруг говорит:

- Ну, гвардия, садитесь...

Ровно через минуту звенит звонок"22.

Случалось и нарастание наказаний за вызывающее поведение - от выставления к стенке до удаления из класса и записи в кондуит с оставлением после уроков:

"- Что я сейчас объяснял?

- Не слышал... в окно любовался...

- Марш к стенке!

- Слушаюсь, - рапортует Мартыненко и по-военному застывает у стенки.

- Мартыненко, убирайтесь вон из класса! - приказывает педагог.

Мартыненко командует сам себе:

- По коридору... арш!

- Это что за шалопайство? - вскакивает преподаватель. - Я вас запишу в журнал. Будете сидеть после урока"23.

И как итог: "На уроках половина класса стояла у стенки, четверть была выгнана из класса. За партами лишь кое-где торчали головы"24.

Самым строгим наказанием было, естественно, исключение из учебного заведения: "Директор не выгнал Самохина из гимназии. Наказание ему было ограничено сидением в карцере, стоянием в углу каждую перемену в течение целого месяца и тройкой по поведению с предупреждением исключить из гимназии при первой малейшей провинности"25. "Исключение ученика из учебного заведения с волчьим билетом означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться"26.

Баллы за поведение

После революции был установлен "запрет на любые формы и виды наказаний детей. Считалось, что дисциплинарные проступки детей провоцируются исключительно плохой деятельностью педагогов27. Но в постановлении от 25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) выступил "против слащаво-маниловского отношения к детям" и "обратил внимание на необходимость повышения дисциплины учащихся, установления четкого, твердого режима в школе и мер воздействия на учащихся"28.

По отношению к нарушителям школьной дисциплины в 1930-е гг. "применялись такие меры воздействия, как замечание, выговор, обсуждение на собрании учащихся класса, на сборах пионерских отрядов, на комсомольских собраниях, на общешкольных собраниях учащихся, на заседаниях педагогических советов, на родительских собраниях". А по отношению "к особо недисциплинированным, хулиганствующим учащимся была введена такая мера наказания, как исключение из школы на срок от 1 до 3 лет"29.

2 августа 1943 г. были утверждены "Правила для учащихся". Вот некоторые их пункты: "Учащийся обязан... 3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей... 12. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы... 14. Не употреблять бранных и грубых выражений... За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы"30.

10 января 1944 года была введена "цифровая система оценки поведения"31. В инструкции говорилось: "Балл "5" ставится за безупречное поведение учащегося. Выдача свидетельств и аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл "5").

Балл "4" ставится за заметное нарушение поведения. Оценка баллом "4" допускается только в одной четверти. В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.

Балл "3" служит учащемуся предупреждением о возможном исключении из школы.

В случае неисправления ученика его поведение оценивается баллом "2", и ученик исключается из школы..."32

Как понимать оценку "удовлетворительно"

21 марта 1944 г. были установлены следующие виды наказания учащихся: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски или стола учителя, у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы (временно - не свыше двух недель)33. Обращает на себя внимание последний пункт: директор мог личным решением исключить ученика из школы, но при этом на срок не более двух недель.

В повести Владислава Крапивина читаем о послевоенных 1940-х гг.: "В классе на целых две недели исключили Борьку Левина - за то, что прогуливал уроки, дрался и шарил по карманам в чужих пальто. Севка смеялся про себя: что за наказание! Две недели свободы подарили человеку"34.

О том, как проходило такого рода исключение, читаем в одной из повестей 1960-х гг.: "Мишка дал Сереге пощечину. Через секунду они уже катались на полу... "Передайте родителям, - сказал директор, - что я вас исключил на три дня. За драку"... Мы вошли в класс. "Извините, - сказал Мишка. - Меня исключили из школы на три дня. Разрешите собрать книги". "За что?" - спросил преподаватель. "За то, что я подрался с Ивановым"35.

Выписка из правил для учащихся. 1952 г.

Другая причина кратковременного исключения из школы - дерзкое поведение учащегося.

"- У нас один мальчик, - сказала Юлька, - назвал учительницу дурой.

- Его исключили?

- Да. На три дня"36.

В середине 1960-х гг. система оценки поведения стала подвергаться критике: "С четверкой по дисциплине не выдают аттестат. Но зачем же отметкой "хорошо" оценивать плохое поведение? Тройкой предупреждают об исключении из школы. Но три - значит "удовлетворительно". Как это понимать?"37

И вот появилась "Инструкция о выставлении оценки поведения", где говорилось: "Оценка "удовлетворительное" выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы. Выставление ее не должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие"38.

Эта инструкция была утверждена 31 декабря 1970 г., а в 1971 г. автор статьи поступил в школу и еженедельно получал "удовлетворительно" за поведение, не понимая, почему старшие школьники взирают на его отметки по поведению с почти мистическим ужасом: для них долгие годы тройка по поведению означала последнее предупреждение перед отчислением...

Страницы дневника с замечаниями учителя. Диалог родителей и учителей ученика - по клику на картинку. Фото: toogeza.com

Борьба за дисциплину переместилась на поля дневников, куда учителя стали записывать замечания в расчете на реакцию родителей. Впрочем, эти записи юридической силы не имели и оказывали лишь сиюминутное эмоциональное воздействие.

В 1990-е гг. выставление оценки за поведение вообще перестало быть обязательным и постепенно ушло из повседневной практики учебных заведений.

  • 1. Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. М., 1965. С. 97.
  • 2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1956. С. 206.
  • 3. Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. С. 97.
  • 4. Там же. С. 113.
  • 5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. С. 286.
  • 6. Педагогическая энциклопедия. М., 1966. Т. 3. Стб. 472-473.
  • 7. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. М.; Л., 1936. С. 47.
  • 8. Кононов А.Т. Верное сердце. Минск, 1958. С. 268-269.
  • 9. Кассиль Л. Кондуит. Последняя повесть о гимназии. М., 1933. С. 5.
  • 10. Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту... М., 1983. С. 22.
  • 11. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. С. 52
  • 12. Золотарев В. Воспоминания о детских и юношеских годах // Волга. 1995. N 5-6. С. 60.
  • 13. Блонский П. Мои воспоминания. М., 1971. С. 35-36.
  • 14. Природа ребенка в зеркале автобиографии. М., 1998. С. 351-352.
  • 15. Кузьмин Н. Круг царя Соломона // Отрочество. М., 1990. Вып. їV. С. 132-133.
  • 16. Кононов А.Т. Верное сердце. С. 268.
  • 17. Блонский П. Мои воспоминания. С. 41.
  • 18. Будогоская Л. Повести. Л., 1988. С. 12.
  • 19. Матюшина О. Тайна. Л., 1975. С. 66-67.
  • 20. Яковлев П. Первый ученик. Ростов-на-Дону, 1973. С. 40, 41.
  • 21. Москвин Н. Московское свидание. М., 1977. С. 209-210.
  • 22. Там же. С. 78.
  • 23. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания... С. 93.
  • 24. Кассиль Л. Кондуит. Последняя повесть о гимназии. С. 55.
  • 25. Яковлев П. Первый ученик. С. 48.
  • 26. Юрмин Г. Про тетрадь. С. 22.
  • 27. История педагогики и образования. М., 2005. С. 457.
  • 28. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. С. 396.
  • 29. Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. С. 425.
  • 30. Народное образование. М., 1948. С. 133.
  • 31. Там же. С. 97-98.
  • 32. Там же. С. 98-99.
  • 33. Народное образование в СССР. Сб. док. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 181.
  • 34. Крапивин В. Мушкетер и фея. Свердловск, 1986. С. 139.
  • 35. Зелеранский Н., Ларин Б. Мишка, Серега и я. Повесть. М., 1961. С. 128, 130, 132, 133.
  • 36. Котовщикова А. Нитка кораллов. Л., 1969. С. 89.
  • 37. Волков К. Первые шаги. М., 1965. С. 89-90.
  • 38. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М., 1978. С. 256-257.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться