издается с 1879Купить журнал

Почему Лев Толстой сбежал от "гражданской войны" в своей семье

10 сентября 2024

В сентябре отмечаются дни рождения супругов Толстых - Софьи Андреевны и Льва Николаевича. Про жизнь их семьи написаны сотни книг, проведено множество исследований, количество статей в газетах и журналах не поддается учету. И тогда, в начале XX века, и сейчас многих интересует конфликт между Львом и Софьей, в результате которого Толстой ушел из дома и умер как бродяга на маленькой безвестной станции Астапово.

Лев Николаевич Толстой с женой Софьей Андреевной, 1910 год. Последний портрет писателя.

РИА Новости

Лев Николаевич Толстой с женой Софьей Андреевной, 1910 год. Последний портрет писателя.

Софья Берс вышла замуж за Льва в 1862 году, когда ей было 18 лет, а супругу исполнилось 34 года. Когда будущий муж юной Сони посещал их семейство, то родители, родственники и ближайшие друзья полагали, что Лев Толстой готовится сделать предложение старшей сестре Софьи - Лизе. Про Соню не вспоминали, так как у нее был ухажер, некий молодой человек, с которым она переписывалась и тот частенько приезжал в гости.

И вдруг в середине сентября 1862 года Лев Николаевич вручил Соне письмо, где объяснился в любви и сделал предложение выйти за него замуж. Свидетелем этого стала Лиза, которая со слезами стала требовать, чтобы сестра отказалась. В семье Берсов случился переполох. Отец был сначала против, но после согласился на свадьбу. Младшая сестра Софьи Андреевны - Татьяна, вспоминала: "Мне было больно за Лизу, и я была довольна за Соню".

Пошли поздравления, причем многие, узнав о помолвке, приезжали к Берсам и поздравляли Лизу. В это же время прибыл бывший ухажер Сони. Он расстроился, когда ему сообщили, что та выходит замуж за Толстого. Но постепенно все утряслось. Вскоре состоялась свадьба, и молодожены уехали в Ясную Поляну, где прожили многие годы.

***

Семья Толстых была счастливой семьей. Муж много работал, писал книги, при этом не забывал о прочих способах заработка. Лев Николаевич разводил пчел, овец, выращивал каких-то особенных японских поросят на продажу. Построил винокурню. Сажал яблони, елки, выращивал цикорий.

Софья Андреевна Толстая с детьми Таней и Сережей, 1866 год. Фото: РИА Новости

Софья Андреевна с головой ушла в семью. У них было тринадцать детей, из которых пятеро умерли еще маленькими. Забот у жены графа хватало. Толстая вовсе не вела праздную жизнь, как беспечные аристократы.

Лев Николаевич, как и большинство холостяков, мало заботился о порядке. Например, переехав к нему, молодая жена поразилась засаленной подушке графа, на которой никогда не бывало наволочки. Софья поменяла ее на шелковую, набитую пухом.

И, конечно, помимо прочего, Софья Андреевна трудилась переписчиком великого мыслителя. Лев Николаевич имел скверный почерк, постоянно вносил правки в свои книги. Исчерканные пометками рукописи нельзя было сдавать для печати, в них мало кто мог разобраться. И потому жена постоянно переписывала их набело своим аккуратным почерком.

Этим она занималась тогда, когда все дети были ухожены, накормлены и уложены спать. При свечном освещении, пером и чернилами Софья Андреевна неизвестно сколько раз переписала "Войну и мир" и прочие сочинения Толстого.

К слову, можно было бы нанять переписчика или секретаря, но это лишние траты, а жена писателя слыла рачительной хозяйкой и такого не допускала.

О том, как она заботилась о детях и муже, позднее рассказывала дочь Александра: "Ежедневно вечером приходил к ней повар, и они долго обсуждали меню. Если отец, который был вегетарианцем, чувствовал себя почему-либо слабым, мама и повар, как заговорщики, решали тайком подлить в грибной суп немного мясного бульона".

***

Ближе к концу XIX века обстановка в семье Толстых изменилась. Лев Николаевич стал всемирно известным писателем, кто-то посчитал его пророком. К нему потянулись толпы поклонников - набраться ума, поглазеть на великого старца, приобщиться к истинам. Это не очень понравилось Софье Андреевне, так как домой начали захаживать непонятные люди. Изменился и сам Лев Николаевич, слишком глубоко уйдя в рассуждения о жизненных смыслах, добре и зле.

В это время рядом с ним появилась фигура некого Черткова, которого писатель стал называть своим другом и единомышленником. Софья Андреевна отнеслась к нему сначала, как к одному из многочисленных поклонников. Но Чертков стремительно внушил Льву Толстому мысль, что его труды принадлежат всему человечеству и потому должны поступить в общественное пользование бесплатно. Это вывело Софью Андреевну из себя.

Она десятки лет тяжко трудилась над текстами мужа, объем ее работ, наверно, был в два-три раза больше, чем у самого Льва Николаевича, и тут появились люди, которые захотели получать все это наследие даром. При том, что одно время дневники Толстого оценивались в миллион рублей.

Сам писатель, очевидно, под влиянием Черткова и подобных ему, начал заводить разговоры о раздаче всей собственности беднякам. Стал попустительствовать окрестным крестьянам в разграблении своего же имущества. Те смело рубили барские дубы, и был случай, когда Толстой помогал грузить ворованное дерево на телегу.

Софья Андреевна отчаянно возмущалась происходящему. Она даже пригласила стражников для охраны имения. Но ей мешало как равнодушие мужа, так и прямое сопротивление детей. Например, Александра Толстая, будучи полностью на стороне отца, ругалась со стражниками, дошла до вице-губернатора, требуя их убрать. Но Софья Андреевна твердо стояла на позиции охраны семейного хозяйства, - в семействе Толстых забушевала настоящая "гражданская война".

Лев Николаевич, оказавшись в ее центре, просто-напросто сбежал из своего дома. Узнав об этом, Софья Андреевна бросилась топиться в пруд, но ее вытащили оттуда. После, установив, где находится любимый муж, она с детьми приехала к нему.

Софья Толстая у окна дома начальника станции Астапово, где лежит умирающий Лев Толстой. Фото: РИА Новости

Лев Николаевич скончался на ее руках. Несмотря на все разногласия и ссоры, они никогда не держали друг на друга зла и всегда любили друг друга.

Сама же Софья Андреевна ушла из жизни 4 ноября 1919 года в своем доме в Ясной Поляне. Дочь Александра Толстая вспоминала: "Она очень страдала. Мучил кашель, одышка. Она не жаловалась, мало стонала, ни на кого не раздражалась. Была кротка и спокойна. Должно быть, чувствовала, что умирает, и не боялась смерти".

Оба они - и Софья Андреевна, и Лев Толстой, похоронены в Ясной Поляне, только место упокоения мужа находится наособицу, примерно в километре от имения. Хотя, наверно, двух любящих друг друга супругов стоило бы соединить.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться