В вологодском городе Кириллове к берегу Сиверского озера причалили два поморских парусных судна - "Ёла" и "Карбас". Экспедиция "Мангазейский морской ход" и проект "Ёла - история детских судостроительных бригад" - дань памяти подросткам, спасшим Архангельск от голода в годы Великой Отечественной войны.

из архива Товарищества поморского судостроения
Юные корабельщики стапельного цеха на Соломбальской верфи. 1943 год.
Руководитель экспедиции Евгений Шкаруба рассказал, что в архиве Соломбальской судостроительной верфи нашли чертежи ёлы - малого промыслового судна проекта 1943 года. В альбоме сообщалось о том, как во время войны в Архангельске случился голод, потому что не было поставок хлеба с Украины, не было возможности ловить рыбу, ведь весь рыболовный флот мобилизовали для охраны конвоев ленд-лиза.
И тогда осенью 1942 года решили построить как можно больше рыболовных судов - ёл, чтобы рыбачить в прибрежных водах. Занимались этим ученики школы фабрично-заводского ученичества под руководством нескольких преподавателей, подросткам было от 12 до 16 лет. Других работников не было, взрослые ушли на фронт.
И они первые в Советском Союзе сделали поточное производство, запустили конвейер. К 1946 году подростки изготовили 340 ел.
В год 80-летия Победы на судне "Ёла", восстановленном по чертежам 1943 года, участники экспедиции отправились в дальнее плавание из Дубны в Архангельск. По словам генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова, так нынешние современники оживили историю поморских суден.

Вместе с ёлой путешествие длиною в 2,5 тысячи километров совершил и поморский карбас. Он создан в 2023 году. Построен по старинным технологиям, упоминаемым в записях Соловецкого монастыря еще в XV веке. Тогда суда делали без единого гвоздя. Металлические детали использовали только для руля. У судна - шесть весел и две мачты. Длина - 9 метров, ширина - три.
Возвели его специально для повторения исторического Мангазейского морского хода. Мангазея - первый русский заполярный город в Сибири, основанный в 1601 году. Он просуществовал 70 лет и представлял собой крупный центр торговли. После крупного пожара Мангазея так и не возродилась, полностью утратив свое значение и величие.
В настоящее время корабельщики работают над строительством большой шхуны по подобию коча XVII столетия. Предполагается, что она пройдет от Архангельска до Владивостока с просветительской миссией и рассказах об истоках русского судостроения.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем