издается с 1879Купить журнал

Боялся репрессий на Украине: 130 лет со дня рождения великого Александра Довженко

11 сентября 2024

Кинодраматург, режиссер, сценарист Александр Довженко, в честь которого назвали Киевскую киностудию художественных фильмов, на самом деле родился 10 сентября 1894 года. Однако сам он считал своим днем рождения 11 сентября - дату, когда его крестили. Довженко оставил яркий след в советском кинематографе: его клеймили критики и возносили на международных фестивалях.

Кинорежиссер Александр Петрович Довженко (1894-1956).

Государственный исторический музей

Кинорежиссер Александр Петрович Довженко (1894-1956).

Многодетная семья Довженко жила на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии. Из 14 детей, родившихся у супругов, выжило двое - Александр и его сестра Полина. Александр Петрович вспоминал, что в доме Довженко "всегда царили похороны и плач. Мама моя родилась для песен, но всю жизнь проплакала, провожая детей навеки". В один из дней неизвестная болезнь забрала жизни сразу четверых детей.

Несмотря на тяжелое детство, Довженко вспоминал, что был "очень мечтательным мальчиком", с хорошим воображением. Многие воспоминания из родной деревни он позже перенес на экран (например, ночной танец героя фильма "Земля" Василия).

Мальчик хорошо учился, после школы и начального училища поступил в Глуховский учительский институт - один из немногих, куда мог пойти сельский житель. Будучи молодым педагогом, Александр Петрович преподавал в Житомирском училище самые разные предметы - физику, историю, географию, природоведение и даже, из-за нехватки коллег, рисование и гимнастику.

Революцию 1917 года Довженко встретил "со стихийной радостью", но после жаловался на отсутствие у его современников политического образования, представления о борьбе классов, партиях и прочем. Будущий режиссер снова пошел учиться - в Киевский коммерческий институт, где зарекомендовал себя активным общественником. Позже он вступил в ряды партии большевиков.

Молодого активиста направили сначала в Польшу, где он занимался репатриацией и обменом военнопленными, затем перевели секретарем консульского отдела торгпредставительства в Германию. В этой стране Довженко учился живописному экспрессионизму в частной художественной школе немецкого художника и графика Вилли Якеля.

По возвращению в Харьков, будущий режиссер работал карикатуристом и иллюстратором - публиковал свои работы под псевдонимом Сашко. Тогда же он увлекся театром, мечтал о собственной постановке. Но судьба привела его в кинематограф. Изначально он пробовал себя в мультипликации (делал работы в оригинальном штриховом методе), после рисовал рекламные киноплакаты и переводил титры.

Александр Довженко в роли кочегара в фильме "Сумка дипкурьера". Фото: Государственный исторический музей

В 1925 году Александр Петрович переехал в Одессу и поступил на работу стажером на кинофабрику. Проявить свой талант Довженко помог случай. Один из режиссеров решил не заканчивать начатый фильм "Вася-реформатор", и директор кинофабрики предложил молодому человеку это сделать. После этого Довженко написал сценарий и снял свой первый короткометражный немой фильм "Ягодка любви". Это была комедия о не готовом к роли отца парикмахере, который пытается подбросить маленького ребенка разным гражданам.

"Первый блин" вышел не комом: Довженко увлекся кинопроизводством, выпустил приключенческую картину "Сумка дипкурьера", основанную на реальных событиях - убийстве советского дипломатического курьера, которое произошло за рубежом. Александру Петровичу доверили фильм, так как он был хорошо знал дипсреду и жил за рубежом. Здесь же он в первый и последний раз за свою карьеру выступил еще и в роли актера - кочегара.

Картина получилась зрелищной и довольно долго шла в прокате, демонстрировалась за рубежом. Однако сам Довженко назвал ее "жалкой пробой пера". Свой самобытный талант он продемонстрировал в полную силу в следующем фильме - "Звенигора", которая положила начало знаменитой трилогии режиссера (также в нее вошли ленты "Арсенал" и "Земля"). Эту работу высоко оценил Сергей Эйзейнштейн: он назвал Александра Петровича "человеком, создавшем новое в кино".

Фильм "Земля", выпущенный в 1930 году, был сильно цензурирован перед показом, его серьезно раскритиковали за натурализм и идеализм. Но лента с огромным успехом была показана в разных странах. Спустя 28 лет картину признали на Всемирной выставке в Брюсселе одной из десяти лучших работ за всю историю киноискусства. Она вошла в учебники - на "Земле" до сих пор учатся кинематографисты всего мира.

Рассказывают, что из-за переживаний, связанных с контрастом между восприятием публики и разгромом критиков, Довженко поседел. Полный вариант фильма вышел лишь спустя 40 лет.

Скандальным оказался и первый звуковой фильм режиссера "Иван", основанный на истории строительства Днепрогэса. Особый взгляд на события очень плохо приняли на Украине, хотя в 1934 году картина удостоилась отдельного упоминания на Международном кинофестивале в Венеции.

Довженко боялся репрессий на родине и переехал в Москву. Под покровительство его взял Сталин. Александр Петрович попросил его помочь со съемками своего следующего фильма "Аэроград". С советским вождем у режиссера сложились доверительные отношения. Сталин лично консультировал его на съемках фильмов. Довженко получил от него в подарок персональный автомобиль и был награжден орденом Ленина.

Подготовка художественного кинофильма о Щорсе Николае Александровиче. Справа - режиссер А.П. Довженко. Фото: Государственный центральный музей современной истории России

Сталин поручил режиссеру снять картину про "украинского Чапаева" - Щорса. Фильм не повторил успеха "оригинала", но был тепло принят зрителями. Александру Петровичу вручили Сталинскую премию I степени. После Довженко снял несколько документально-исторических картин, фильм про Мичурина (изначально он назывался "Жизнь в цвету"). Эта лента много раз переделывалась: в итоге получился сугубо пропагандистский продукт, которым сам создатель был недоволен. Но за нее Александру Петровичу дали вторую Сталинскую премию. Как рассказывали близкие, он перенес во время съемок свой первый инфаркт.

Свою последнюю киноработу режиссер так и не завершил. Это был фильм "Прощай, Америка" по мотивам книги политической перебежчицы Анабеллы Бюкар - агитационный госзаказ, который переделывался, в угоду цензуре, много раз. На экранах картину продемонстрировали только в 1995 году: в архиве она пролежала 46 лет.

Последние годы жизни Довженко преподавал во ВГИКе, писал сценарии, начал создавать роман "Золотые ворота", вынашивал идею снять фильм о строительстве Каховской ГЭС. 25 ноября 1956 года его не стало: Александр Петрович не пережил второй инфаркт. Ему было 62 года. Похоронили Довженко на Новодевичьем кладбище в Москве.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться