Башни Ингушетии, возраст которых насчитывает несколько сотен лет, - уникальные памятники архитектуры и главная достопримечательность региона. Колоритные древние "небоскребы" возвышаются на склонах гор, украшая жилые селения и заброшенные аулы.
Кто и как строил такие величественные сооружения в труднодоступной горной местности? Титаны или полубоги? Для туристов экскурсоводы приберегают и такие версии.
Оказывается, обычные люди, мастера своего дела. Материал, о зодчих высотных башенных комплексов на днях опубликовал Джейрахско-Ассинский музей-заповедник.
Эти "небоскребы" были приспособлены для жилья или обороны. В высоту обычно имели 3-5 этажей. Однако на просторах Ингушетии можно встретить и 6-этажные боевые башни высотой до 30 метров.
"Многие ученые Северного Кавказа, в том числе Е.И. Крупнов, И.В. Щеблыкин, В.И. Морковин, Л.П. Семенов и другие неоднократно отмечали, что родоначальниками башенного строительства в горной зоне, охватывающей территории современных Ингушетии, Чечни, Северной Осетии и горной части Восточной Грузии, являются предки ингушей," - отмечается в исследовании.
До нашего времени сохранились имена известных мастеров, строивших башни и другие памятники средневековой архитектуры. В Джейраховском и Ассиновском ущельях прославились такие зодчие, как Янд из селения Эрзи, Дуго Ахриев и Хазби Цуров из Фуртуга, а также мастера Барханоевы из села Бархин.
Много талантливых строителей башен вышло из горного села Фуртуг, прославившихся не только в Ингушетии, но и за ее пределами. В конце XVIII века особенно известными стали Дуго Ахриев, Дяци Льянов и Хазби Цуров, которые возводили разнообразные жилищно-оборонительные, погребальные и культовые сооружения в соседних районах Северной Осетии, Грузии и Чечни.
В селе Лялы жил мастер Арсмак, который создавал прочные каменные сооружения не только в Ингушетии, но и в близлежащих горных районах Грузии и Северной Осетии. Башня Бялган была возведена строителем из семьи Хаутиевых.
Ингуши называли каменных мастеров "тIоговзанче", что означало "знающие хитрости камня". Секреты их мастерства бережно охранялись в семьях и передавались из поколения в поколение. Соседние народы часто приглашали ингушских мастеров для создания собственных укреплений.
Ученые предполагают, что схожесть традиционных построек у этих народов объясняется тем, что их возводили зодчие из Ингушетии.
Что касается механизма строительства башни, то большую часть работ по строительству мастера выполняли изнутри, не прибегая к строительным лесам. Только на этапе возведения кровли работа велась снаружи. После завершения строительства башни мастер, как правило, оставлял свой след у входа: он мог отпечатать свою ладонь в свежем растворе или обвести ее контур долотом.
Существовали определенные условия, которые ингуши должны были учитывать при приглашении мастера для строительства башни. Во-первых, они несли ответственность за его безопасность. Во-вторых, мастера следовало хорошо кормить.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем