В Российской империи не было Министерства здравоохранения. Вопросами обеспечения здоровья населения в начале XIX века занимался Медицинский департамент. С 1811 года он входил в Министерство полиции, а в конце 1819 года в полном составе перешел в структуру Министерства внутренних дел. Конечно, жандармы оказывались незаменимы, когда надо было поставить санитарные кордоны, но регулировать и, тем более, улучшать работу больниц они не могли.
Во второй половине XIX века появилась система земской медицины. Впервые в сельской местности стали доступны врачи, а не только знахари и повивальные бабки. Это был важный шаг вперед, но недостаточный. Не хватало не только врачей, но даже больничных коек. К тому же, местные власти следили только за фактическим наличием земского доктора, а качество его работы никто не контролировал. Такая система была не эффективна, надо было создавать новую.
Случилось это уже после революции. Совет народных комиссаров выпустил декрет от 18 июля 1918 года "О Народном комиссариате здравоохранения", а возглавил его знаменитый Николай Александрович Семашко. Именно он - советский партийный и государственный деятель, врач, педагог - был одним из организаторов системы здравоохранения в СССР. Системы, названной в его честь. Правда, путь Семашко к этому почетному статусу был тернист и полон взлетов и падений…
Николай Семашко родился 20 сентября (8-го по старому стилю) 1874 года в селе Ливенском Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас - Задонский район Липецкой области). Его отец - Александр Семашко - был педагогом, а мать - Мария (в девичестве Плеханова) приходилась родной сестрой философу и марксисту Георгию Плеханову. Так что революционность взглядов была у Семашко в крови.
Мальчик рано лишился отца. "Нищета стала у порога нашего дома", - вспоминал впоследствии Николай Александрович. Чтобы как-то выжить и помочь матери, юноша с детства подрабатывал, как бы мы сегодня сказали, репетитором. Раннее начало трудовой деятельности научило Семашко терпению, трудолюбию и целеустремленности.
Николай Александрович учился в Елецкой мужской гимназии вместе с будущим писателем Михаилом Пришвиным. В последних классах Семашко и некоторые другие гимназисты создали подпольный кружок для чтения запрещенной литературы, среди которой были роман Чернышевского "Что делать?", а также сочинения Писарева, Добролюбова и Белинского. Все произведения были изданы легально, только вот гимназистам читать их было запрещено. Кружок раскрыли, и это стоило Семашко золотой медали. Но от своих взглядов он не отказался.
После окончания гимназии Семашко поступил на медицинский факультет Московского университета. Ему повезло учиться у лучших. Среди преподавателей будущего наркома здравоохранения были: основоположник отечественной физиологической школы Иван Сеченов, хирург Николай Склифосовский и врач-гигиенист Федор Эрисман.
Правда, в 1896 году за участие в революционном движении Николай Семашко из университета был отчислен без права восстановления, арестован и, после трех месяцев заключения, сослан в Елец под гласный полицейский надзор. Но это не помешало ему вновь организовать марксистский кружок и развернуть социал-демократическую пропаганду теперь уже среди ельчан.
Через два года, когда вышел срок выселения, Семашко переехал в Казань, чтобы завершить обучение. Там он продолжал вести активную пропагандистскую деятельность среди местных студентов. Тем не менее, все выпускные экзамены Николай Семашко сдал на отлично и стал дипломированным врачом. Проблема была в том, что лицам, находившимся под надзором полиции, получить хорошую работу было практически невозможно.
Но Семашко повезло - его назначили земским врачом в Самарской губернии в Новоузенском уезде. Уж больно плачевной была там эпидемиологическая обстановка. Не хватало квалифицированных кадров. А Семашко как раз специализировался в области медико-санитарного дела и санитарного просвещения.
Первым "боевым крещением" молодого врача стала успешная ликвидация эпидемии дифтерии в селе Орлов Гай. Николай Семашко доказал на практике, что диплом ему был выдан не зря. Он проявил себя не только как знающий специалист, но и как прекрасный организатор. Семашко добился поставки противодифтерийной сыворотки из Москвы и использовал ее для лечения больных.
Благодарность Самарского губернатора была странной. В январе 1902 года был издан указ, в котором сообщалось, что Николай Семашко "не может быть допущен на службу в губернское земство". Николай Александрович был вынужден вновь, по его же выражению, "пускаться в плавание по бурному житейскому морю".
Семашко перебрался к родственникам в Нижний Новгород и устроился там на должность губернского санитарного врача. Апогеем его политической деятельности в тот период стало участие в выступлениях рабочих зимой 1905 года. Николай Александрович вновь оказался за решеткой.
Выйдя через два года на свободу, Семашко вынужден был эмигрировать в Швейцарию. У него сохранялась иллюзия, что в европейской стране за революционную агитацию его преследовать не будут. Но Семашко ошибся - его ждал новый арест. Вызволил талантливого врача из тюрьмы никто иной как Владимир Ленин. Семашко вместе с Лениным и другими большевиками отправился в Париж, где до 1910 года работал секретарем Заграничного бюро ЦК РСДРП.
В Москву Николай Семашко вернулся только в сентябре 1917-го. Он участвовал в подготовке Октябрьского вооруженного восстания в Москве - обеспечивал медицинскую помощь его участникам. А уже через год Семашко стал первым народным комиссаром здравоохранения. В 1919-м по его инициативе был создан отдел санитарного просвещения при Наркомздраве.
За то время, что Семашко работал наркомом здравоохранения, он смог добиться впечатляющих результатов: ощутимо снизился показатель детской смертности в стране; были предприняты серьезные и эффективные меры для борьбы с туберкулезом; начали появляться санатории и курорты, где граждане могли бесплатно отдыхать и лечиться. В 1922 году Николай Александрович открыл кафедру социальной гигиены, базировавшуюся на медицинском факультете Московского университета. Он делал ставку на улучшение качества образования медицинских сотрудников.
Ставка "сыграла". Появилось много молодых и квалифицированных специалистов. В 1930‑х годах Советский Союз превратился в одно из ведущих государств в мире по производству различных лекарственных препаратов для массового потребителя. Прорыв случился в исследовании болезней и в методах их лечения. Весь этот прогресс был бы невозможен без созидательной деятельности Николая Семашко.
После окончания Великой Отечественной войны Семашко много писал о ее санитарных последствиях и активно участвовал в восстановлении здравоохранения на освобожденных территориях.
До конца своих дней Николай Александрович работал в системе здравоохранения. Это было его истинным и настоящим призванием. Ему, не без помощи коллег, удалось впервые в истории России создать полноценную систему здравоохранения: появилась целая сеть медицинских учреждений, решались вопросы вакцинации, охраны материнства и детства, была введена диспансеризация, а также санитарное просвещение, ведь без него "не может быть здорового населения", - утверждал Семашко.
Николая Александровича не стало 18 мая 1949 года. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
А советскую систему бесплатного и общедоступного здравоохранения, которую еще называли "системой Семашко", в XX веке взяли на вооружение многие страны мира. Бостонский профессор Майкл Филд в 1967 году вообще полагал, что советское здравоохранение - главный козырь СССР в холодной войне.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем