издается с 1879Купить журнал

От Москвы две версты: 260 лет назад в России введены каменные верстовые столбы

22 сентября 2024

Древнерусская мера длины "верста" впервые упоминается в документах еще XV века. Путевая верста немногим превышала километр (1066,8 м). В XVI веке вдоль важнейших российских дорог, ради удобства путешественников, начали появляться верстовые столбы, отмечающие расстояние между городами. Дороги с такими столбами логично стали называться столбовыми.

М. Виллие. Московская застава в Ярославле. Ок. 1868 г.

wikipedia.org

М. Виллие. Московская застава в Ярославле. Ок. 1868 г.

Неоднократное их упоминание находим в русской классической литературе. Например, у Гоголя в "Мертвых душах": "Тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз". У Андрея Белого в романе "Петербург": "От Колпина к Петербургу и вьется столбовая дорога…". А про верстовые столбы родилась в народе такая загадка: "Нем и глух, а счет знает".

Появляться повсеместно деревянные верстовые столбы стали при царе Петре I, который повелел "ставить верстовые столбы, крашеные и подписанные цифрами". В течение XVIII века они появились на всех основных дорогах Российской империи.

В 1667 году началось строительство летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. И тогда дорогу от Калужской заставы до нового дворца украсили: через каждую версту поставили четырехметровые облицованные мрамором столбы, увенчанные орлами. На каждом из них было обозначено расстояние до конечного пункта. Необычные сооружения привлекали внимание местных жителей. В итоге, столбы стали называть коломенскими верстами. Выражение настолько "прижилось" в языке, что приобрело и переносное значение. "Верста коломенская" - так могли сказать о высоком и нескладном человеке.

22 сентября 1764 года, ровно 260 лет назад, по приказу императрицы Екатерины II деревянные верстовые столбы на всех царских маршрутах должны были быть заменены на более прочные и долговечные каменные, сделанные по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. Их - высотой 10 метров, с флюгерами в виде лошади - изготавливали в строительных мастерских Исаакиевского собора. На первом и последнем столбе было решено установить солнечные часы.

Проект верстового столба. Вторая половина XVIII в.
Проект верстового столба. Вторая половина XVIII в. Фото: Музей при Российской академии художеств

Ждать, когда такой столб появится на российских дорогах, пришлось десять лет. В 1774-м первые каменные столбы начали устанавливать вдоль Царскосельской дороги - от границ Санкт-Петербурга (в XVIII веке граница города проходила по Фонтанке) до Царского Села.

Но со временем стало очевидно, что ставить каменные столбы слишком накладно. Радея о сохранности казны, император Александр I в 1817 году приказал вновь делать верстовые столбы деревянными с наклонными черно-белыми полосами для лучшей видимости. А также предписывалось при въезде в каждый населенный пункт поставить столб с доской, "показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ".

Так и появились те самые знаменитые верстовые столбы, описанные Пушкиным в стихотворении "Зимняя дорога" (1826):

  • Ни огня, ни черной хаты,
  • Глушь и снег навстречу мне,
  • Только версты полосаты
  • Попадаются одне.

Воспевая в седьмой главе романа в стихах "Евгений Онегине" исключительно быструю езду по зимней дороге, поэт пишет:

  • Неутомимы наши тройки,
  • И версты, теша праздный взор,
  • В глазах мелькают, как забор.

А затем делает очень интересное прозаическое примечание к собственному поэтическому тексту: "Сравнение, заимствованное у К**, столь известного игривостию изображения. К... рассказывал, что, будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу".

Каменный верстовой столб на шоссе Энтузиастов в Москве, установленный в 1783 г. 1970 г.
Каменный верстовой столб на шоссе Энтузиастов в Москве, установленный в 1783 г. 1970 г. Фото: ТАСС/Валентин Соболев

Анна Ахматова в "Поэме без героя" так запечатлела Владимира Маяковского:

  • Полосатой наряжен верстой,
  • Размалеванный пестро и грубо…

После революции верстовым столбам, как и многим другим "ненавистным символам самодержавия", пришел конец. По приказу новой власти, почти все они были уничтожены.

Верстовой столб углу Красноармейской улицы и Московского проспекта в Ленинграде. 1961-1970 гг.
Верстовой столб углу Красноармейской улицы и Московского проспекта в Ленинграде. 1961-1970 гг. Фото: pastvu.ru

До наших дней их сохранилось совсем немного. Один из таких "выживших" каменных столбов до сих пор стоит в Москве, неподалеку от Рогожской Заставы - правда, судя по всему, не на своем историческом месте. На столбе есть надпись: "От Москвы 2 версты" и год установки - 1783-й. Только изначально столб был выше. Его венчал высокий каменный конус, со временем утерянный.

В Санкт-Петербурге каменных верстовых столбов сохранилось больше, чем в Москве. Они стали символами Северной столицы, наряду с мостами, скульптурами львов и дворами-колодцами.

Из нашего активного словарного запаса давно исчезли и "верстовые столбы", и "столбовые дороги". Но мудрый русский язык сохранил устойчивые выражения, связанные с этими приметами прошлого. Ведь до сих пор мы говорим "видно за версту", то есть издалека или, наоборот, "не за семь верст" - недалеко. Другая, более редкая поговорка - "пять верст до небес и все лесом" - означает, что кто-то говорит много, но бестолково и неправду.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться