издается с 1879Купить журнал

Историки рассказали о строгом запрете для невест в начале XX века

08 октября 2024

В дореволюционной России существовали свои традиции свадебного образа. Особое внимание уделялось наряду невесты - учитывались ее возраст и положение. Интересные детали раскрыли сотрудники Эрмитажа.

Подвенечное платье, принадлежавшее великой княжне Ксении Александровне.

Эрмитаж

Подвенечное платье, принадлежавшее великой княжне Ксении Александровне.

Даме в "самый важный день жизни" полагалось выглядеть наилучшим образом, так как все внимание гостей было приковано именно к ней, а не к жениху. Неслучайно торжества вызывали интерес у незнакомцев - некоторые целыми семьями специально приходили в церковь на венчание, чтобы рассмотреть наряд будущей жены. Он необязательно был белым. Допускались платья цвета слоновой кости. В начале XX века невесте даже позволялось венчаться в палевом или золотистом наряде.

Но цвет платья зависел от положения дамы. Молодые вдовы выходили замуж также в белом или в кремовом платье. Но при этом без фаты. Женщины преклонного возраста шли под венец в серебристых или светло-лиловых одеждах.

Свадебное платье А.М. Усовой. Фото: Эрмитаж

Общие правила, касающиеся фасонов, были одинаковые, незначительно меняясь под веянием моды. Подвенечное платье всегда было скромнее и проще бального. Вычурная отделка не допускалась.

Поскольку для образа невесты использовали украшения из цветов (иногда это были небольшие гирлянды из померанца - чаще всего искусственного), то и декор делали умеренным.

"Цветы помещали на груди или на поясе, иногда ветка померанца спускалась вдоль юбки или шлейфа", - рассказали историки Эрмитажа.

Образцом стиля можно считать наряд Анастасии Михайловны Усовой - дочери петербургского купца. За основу модельеры взяли актуальный фасон "принцесс". Лиф был выкроен вместе с юбкой, изделие имело "легкое, неплотное прилегание в талии и предполагало корсет". Присутствовали в наряде кружево и вышитый тюль. С одной стороны барышне из религиозной семьи удалось выдержать все рекомендации и выйти замуж в "приличном наряде", с другой - он был "утонченным", в меру открытым и соответствовал последнему "писку" свадебной моды.

Напомнили историки и об интересных традициях русских свадеб. Одна из них связана с известным и по сей день ритуалом встречать жениха и невесту на пороге дома солью и хлебом. Кстати, с солонками в дореволюционной России обращались особенно бережно - их первыми ставили на стол. Они считались семейной ценностью, их не дарили и не продавали. Бытовало поверье, что с солонкой дом "покинет" достаток и счастье.

"К соли наши предки относились так же уважительно и почтительно, как и к хлебу. А незваные гости уходили из избы несолоно хлебавши", - передает Главархив Москвы.

Кроме того, жениху и невесте нужно было быть готовыми пройти так называемый "брачный обыск", который составлялся накануне бракосочетания вплоть до 1917 года. Это специальные записи со сведениями о паре. Они велись во всех православных церквях Российской империи и содержали информацию о сословии брачующихся, их месте жительства, возрасте, отсутствии родства и так далее. По сути, записи являлись свидетельством того, что брак совершается без каких-либо препятствий. В обысках даже содержалась информация о душевном здоровье пары - была специальная отметка о том, что жених и невеста находятся "в полном уме".

В архиве сохранилась запись брачного обыска русского историка Николая Карамзина и его второй жены Екатерины Колывановой, передает главное архивное управление города Москвы. Там есть следующие сведения: "Кумовства, сватовства и крестнаго братства по установлению святые церкви не имеется. Состоят они в полном уме, а не безумные, к бракосочетанию имеют согласие вольное и непринужденное, жених вторым, а невеста первым браком... К совокуплению браком лета имеют они правильные".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться