издается с 1879Купить журнал

150 лет назад родился Николай Рерих, беззаветно влюбленный в Россию и русскую культуру

07:00

Русский живописец, археолог, востоковед, писатель Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного нотариуса и общественного деятеля Константина Рериха.

Портрет Николая Константиновича Рериха.

Портрет Николая Константиновича Рериха.

Юный Николай Рерих учился в гимназии Карла фон Мая - одной из лучших частных школ Санкт-Петербурга. Каникулы обычно проводил в семейном поместье в деревне Извара Санкт-Петербургской губернии. С детства он увлекался археологией. В Изваре Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов. Юноша проявлял большой интерес к истории изварской земли, записывал предания, былины и сказки. Эти сюжеты впоследствии легли в основу его картин. С 1892 года Рерих проводил уже самостоятельные археологические раскопки. А в студенческие годы и вовсе стал членом Русского археологического общества.

Художественные способности Николая Рериха впервые заметил друг семьи - скульптор Михаил Микешин. Он и стал первым учителем будущего художника. Отец Николая увлечения сына живописью не поддерживал, а хотел, чтобы тот продолжил семейное дело. На конфликт с родителем Рерих не пошел, поэтому поступил одновременно и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Причем успешно закончил оба.

С 1895 года Рерих начал заниматься в студии знаменитого Архипа Куинджи. Его талант и гениальные эксперименты с красками поражали и вдохновляли Николая Константиновича. О Куинджи как о своем любимом учителе Рерих вспоминал всю жизнь.

Первым крупным творческим успехом Николая Константиновича стала его дипломная картина "Гонец" (1897). За нее он получил звание художника, а полотно приобрел сам Павел Третьяков. При подготовке к дипломной работе Рерих отмечал: "Наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как ее хотели представить западники". Художник многие годы посвятил открытию, сохранению и развитию исконной русской культуры. В этом ему помогало его увлечение археологией. С 1898 года Рерих сотрудничал с Петербургским Археологическим институтом и проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

В 1899-м Рерих познакомился со своей будущей супругой - Еленой Ивановной Шапошниковой. Он стала для Николая Константиновича верной спутницей, музой, с которой они прошли рука об руку всю жизнь. У них родилось двое прекрасных, профессионально состоявшихся сыновей. Семья Рерихов была очень дружной. Во всех путешествиях, при любых обстоятельствах они находили способ не разлучаться.

А путешествовали они очень много. Все началось с поездок Николая Рериха по историческим местам России, затем они с женой совершили уже большое путешествие, посетили более российских 40 городов, известных благодаря древним памятникам старины. Целью этой "поездки по старине" стало изучение корней русской культуры, а результатом - большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий и статьи, в которых Рерих одним из первых рассказал об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. В книге под названием "По старине", написанной Николаем Константиновичем в 1903 году, есть строки, очень актуальные и в наши дни: "Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным..."

Уже в раннем творчестве, в первых картинах, созданных в историческом жанре, - "Утро богатырства Киевского" (1895), "Сходятся старцы" (1898), "Идолы" (1901) - вырисовывается своеобразный, ни на кого не похожий стиль Рериха, за который его ценят и любят во всем мире. Ему присущи ясность линий, чистота цвета, музыкальность, "великая простота выражения и правдивость". При этом исторические полотна художника всегда основывались на глубоком знании материала, передавали дух времени.

Талант Николая Рериха был настолько многогранен, что ему успешно удавалось поработать и в области станковой, и в монументальной живописи. Он написал 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых под Киевом, а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах. Для Дома Бажанова в Санкт-Петербурге художник создал монументальный фриз из 19 полотен на темы древнерусских былин.

Рерих многое делал и для театра. Во время знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже (1909-1913) в оформлении Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина, "Псковитянка" Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как автор либретто.

С 1905 года Николаю Рериху, помимо древнерусской темы, стала интересна тема Востока. Он с энтузиазмом публиковал очерки о Японии и Индии, писал картины на индийские мотивы. Это было начало его большого пути к постижению восточной философии.

В течение нескольких лет Николай Рерих возглавлял легендарное художественное объединение "Мир искусства". Его членами были самые известные живописцы начала XX века: Александр Бенуа, Леон Бакст, Игорь Грабарь, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова. За то время, что Рерих был руководителем "мирискусников", на выставках объединения были впервые показаны работы Кузьмы Петрова-Водкина, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Мартироса Сарьяна и многих других.

Будучи "величайшим интуитивистом века", по определению Максима Горького, Рерих предчувствовал Первую мировую войну. Его тревога за будущее человечества отразилась в сюжетах картин: "Пречистый град - врагам озлобление" (1912), "Зарево" (1914), "Дела человеческие" (1914) и не только.

В 1915 году Рерих сделал доклад императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу (младшему), в котором призвал принять государственные меры по охране культурных сокровищ и законодательно утвердить Положения об охране исторических памятников в России. Этот доклад стал прообразом первого в истории международного Пакта о защите культурных ценностей.

Из-за болезни легких в 1916 году художник, по настоянию врачей, вместе с семьей переехал в Великое княжество Финляндское. Но после революции 1917 года Финляндия закрыла границы. Все последующие годы Николай Рерих, будучи очень востребованным за рубежом, всегда искал пути возвращения на Родину, но ему это так и не удалось.

С грандиозным успехом проходили его выставки в Швеции. В Финляндии Рерих работал над повестью "Пламя", пьесой "Милосердие" и сочинял поэтический сборник "Цветы Мории". В 1920 году директор Чикагского института предложил Рериху организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также создать эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы. Рерихи на 3 года переехали в Америку. Но затем отправились в Индию, где под руководством художника была организована масштабная Центрально-Азиатская экспедиция, длиною в пять лет и в двадцать пять тысяч километров. Одним из ее итогов стали серии полотен Рериха "Гималаи", "Майтрейя", "Сиккимский путь", "Учителя Востока", "Его страна". А также написанные Николаем Константиновичем книги - "Сердце Азии" (1929), "Алтай - Гималаи" (1929).

В 1935 году Рерих окончательно переехал Индию. За 12 лет жизни там им было написано более тысячи картин, две новые книги, несколько томов литературных очерков, проведено 18 крупных монографических выставок. Картины живописца регулярно приобретали местные музеи и коллекционеры. В 1932 году в музее "Бхарат Бхала Бхаван" (Варанаси) был организован отдельный зал, посвященный творчеству Николая Константиновича.

В 1939 году Рерих создал свой знаменитый "Завет", нечто вроде духовного завещания, в котором вновь обратился к теме Родины, никогда его не отпускавшей: "Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество…"

С первых дней Великой Отечественной войны Николай Рерих устраивал выставки-продажи картин и все вырученные деньги перечислял в фонд советского Красного Креста и Красной армии, писал статьи в газетах и выступал по радио в поддержку советского народа. В эти годы им были созданы полотна на тему русской истории: "Поход Игоря" (1942), "Александр Невский" (1942), "Победа" (1942), "Партизаны" (1943).

В 1947 году художник предпринял очередную попытку вернуться в СССР. Но 13 декабря 1947 года Николай Константинович Рерих ушел из жизни, так и не узнав, что в советской визе ему отказали. Местом его упокоения стала долина Кулу в Индии.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться