Панно "Достижения СССР", которое летом в Москве спасли от уничтожения волонтеры, отреставрировали и открыли на новом месте.
Изначально панно находилось на здании Московского завода электроизмерительных приборов, в районе Серпуховского Вала. После его закрытия здание сохранялось, панно - тоже, но в мае 2024-го начался демонтаж. Благодаря Илье Малкову, который живет рядом, панно удалось спасти от разрушения.
Оно относится к 1970-м и существует в единственном экземпляре. "Достижения СССР" - это народное название. На нем изображены разные отрасли промышленности.
Команда, которая занималась реновацией Рябовской мануфактуры и Керамико-плиточного завода Власова близ нынешней станции метро "Тульская" узнала о такой находке, решила вернуть городу это панно и разместить у себя на фасаде одного из корпусов. Его отреставрировали и недавно закончили монтировать.
Автор спасенного панно - художник-монументалист Зураб Капанадзе. Он не дожил до наших дней, в этом году сто лет со дня рождения мастера. Ценность этого произведения искусства в том, что оно выполнено в необычной технике примерно полвека назад. Здесь изображены люди разных профессий, знак мирного атома, гидроэлектростанция, спутниковая антенна, серп и молот. Для изготовления плитки - каждая из них весит 20 килограмм - использовали жидкое стекло, горячую эмаль, которую заливали в медные перегородки, из них и образован рисунок.
Но, пожалуй, гораздо ценнее - то, как вокруг спасения этого панно объединились люди. Илья Малков, Наталья Тарнавская из трудкоммуны "Вспомнить всё", девелоперы, которые занимаются Рябовской мануфактурой и, конечно, волонтеры, помогавшие бережно демонтировать панно, перевозить на новое место.
- Мы наблюдаем второе рождение этого панно. На самом деле, то, что происходило с ним, кажется нереальным. В последний момент удалось остановить демонтаж здания, чтобы снять панно. Компания, которая занималась разборкой здания, помогла нам в работе, Товарищество Рябовской мануфактуры содействовало во всем. А волонтеры, которые быстро откликнулись, это вообще великая сила, - сказал Илья Малков на открытии панно.
Он отметил: важно, что панно осталось в Москве, в том же районе. И возможно, в том месте, где и было изготовлено. Хотя это произведение хотели забрать и в другие регионы за деньги.
К подобным артефактам люди проявляют все больше внимания. Неслучайно среди самых популярных экскурсионных туров по Москве сейчас - это не смотр дворцов и усадеб, а спальные и промышленные районы и их неочевидная красота и фишки. Поэтому и девелоперы стараются нести и социальную, и эстетическую ответственность.
- Будет восхитительно, когда толпы людей станут приходить сюда и видеть панно. А пока испытываю облегчение от того, что работа сделана качественно и без форс-мажора, - сказала корреспонденту "Родины" Наталья Тарнавская, которая давно занимается спасением старинных московских вывесок и мозаик. - Когда мы начинали историю с вывесками 12 лет назад, не покидало ощущение, что это история для избранных, для зануд, для тех кто погружен в архитектуру, историю. Но все это становится популярным, вижу обратную связь от людей, которые не связаны с архитектурным или историческим сообществом, но видят интересную тему и говорят: "Как интересно!" Это ведь главный результат: спасение какого-то артефакта не для себя и десятка активистов, а для всех людей, которым это, оказывается небезразлично. Так что наша мотивация - чтоб жила страна родная, а остальное - не важно.
Да, как выясняется, в спасении старинных вывесок, панно и прочего, казалось бы, старья - жизнь. Тут и история, и уважение к труду и искусству предков, и общественная инициатива, и неравнодушие, и реальные механизмы сохранения наследия - когда вместо плача "все пропало" люди действительно могут делать дело.
- За каждой вывеской, мозаикой и панно - большая история места, автора, района. Они не сами по себе. Они нас объединяют и между собой, и с нашими предками, о которых, казалось, мы ничего не знаем. А надо просто посмотреть по сторонам, - уверена Наталья Тарнавская.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем