60 лет назад, 15 октября 1964 года, в СССР ввели в эксплуатацию нефтепровод "Дружба". Это один из самых известных в мире объектов, построенный силами нескольких стран и занесенный в Книгу рекордов Гиннеса.
От Менделеева до Нобеля
О необходимости построить масштабный трубопровод, чтобы транспортировать "черное золото", начали говорить еще в XIX веке. Знаменитый ученый Дмитрий Менделеев познакомился в 1853 году с нефтепромыслом. Один пуд добытой нефти тогда стоил 3 копейки, но после перевозки в Баку, всего на 10 километров от скважин, цена увеличилась почти в семь раз. Менделеев предложил построить нефтепровод, транспортные расходы в котором были бы фактически нулевыми. Это позволило бы значительно снизить стоимость продукта для конечного потребителя.
Но в итоге первый в мире нефтепровод построили не в России, а в Америке. В 1865 году в США проложили шесть километров труб, что позволило улучшить логистику. Предприятия, занимавшиеся нефтеперегонкой, возводили не у скважин, а там, где это было гораздо выгоднее - ближе к покупателям, либо на крупнейших торговых путях.
Лишь спустя 13 лет по заказу нефтепромышленника Людвига Нобеля нефтепровод проложили и в России. Его спроектировал легендарный инженер Владимир Шухов. 8,5 верст труб соединили Балханский промысел на Апшеронском полуострове с городом Баку, где перерабатывали нефть. В сутки нефтепровод пропускал 80 тысяч пудов нефти.
Магистральный трубопровод появился в России в 1906 году - он соединил Баку и Батуми. Это было грандиозное по тем временам сооружение: длиной 882 километра, годовой пропускной способностью 900 тысяч тонн нефти. В ближайшие восемь лет в стране появились еще три таких нефтепровода - от Майкопа до Краснодара, от станицы Калужской до поселка Афипский и от Махачкалы до Грозного. К 1917 году протяженность всех трубопроводов в России составляла 1,1 тысячи километров.
После революции и начавшейся Гражданской войны было не до строительства нефтепроводов. К масштабным работам в стране вернулись лишь в 1928 году - тогда были проложены 618 километров труб от Грозного до Туапсе. После новые объекты появились на Кавказе и Южном Урале. Во время Великой Отечественной войны в СССР проложили 1,3 тысячи нефтепроводов, которые использовались, в том числе, для обеспечения горючим армии.
Еще активнее начали добывать нефть и строить новые трубопроводы после войны. Это была стратегическая задача для восстановления страны. К концу 50-х годов сеть нефтепроводов охватывала фактически всю страну, от Подмосковья до Дальнего Востока, а их общая протяженность составила 12 тысяч километров.
"Труба" для канцлера
Идею построить международный нефтепровод, который обеспечивал бы "черным золотом" соцстраны в Восточной Европе, высказали в 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - в него входили представители СССР, Чехословакии, Венгрии, Польши и ГДР. Предложение было сразу же одобрено: тогда нефть поставлялась за рубеж из СССР в железнодорожных цистернах, что было гораздо дороже. Проект назвали "Дружба" - реализовывать его должны были всем социалистическим "миром", чтобы показать возможности интеграции разных стран.
Строить начали в Альметьевске (ныне Татарстан) 10 декабря 1960 года. План был таков: нефтепровод шел до Брянской области (из нее шло ответвление в сторону латышского Вентспилса), далее - до Белоруссии. Здесь трубопровод разделяли на две ветки: на север, в Польшу и дальше - в ГДР, и на юг - через Украину в Чехословакию и затем в Венгрию.
Технически "Дружба" была очень сложным проектом. Его стоимость составила примерно 400 миллионов рублей. Нефтепровод прокладывали по горам, при более чем километровом перепаде высот. Было построено 175 мостов и 113 переходов. Трубы прошли по дну 45 рек, включая Волгу, Оку, Днепр, Днестр, Припять, Одер, Вислу и другие. Для "Дружбы" изготовили 730 тысяч тонн труб, вывезли свыше 15 миллионов кубометров грунта.
Глобальное строительство вел советский "Ленгазспецстрой". Каждая соцстрана поставляла определенную продукцию для нефтепровода. Узлы для насосных станций сделали в ГДР, автоматику - в Венгрии, запорную арматуру - в Чехословакии. Интересно, что изначально трубы закупали в капиталистической ФРГ. Однако продлилось это недолго. Вот что писал об этом в своих мемуарах сын Никиты Хрущева (тогда он был первым секретарем ЦК КПСС) Сергей:
"Многотысячекилометровый нефтепровод требовал трубы почти полутораметрового диаметра. В узкой трубе сопротивление жидкости возрастает, насосные станции приходится ставить слишком часто, получается - неэкономично. Производить такие трубы пока у нас не получалось. Я уже не помню почему, кажется, требовался особо прочный стальной лист большой ширины. Чтобы его прокатать, нужен был другой, более совершенный прокатный стан, новые сорта стали. Как всего этого добиться, инженеры имели представление, но от замысла до работающей машины - дистанция огромная. К выпуску труб диаметра 1 400 миллиметров они могли приступить лет через десять, если очень подналечь - через пять, а трубы требовались сегодня.
Специалисты доложили отцу, что в Европе такие трубы делают только западные немцы. За трубы им пришлось бы платить золотом, но даже золото не решало проблемы. Требовалось уговорить немцев пойти против воли американцев, нарушить установленную ими промышленно-экономическую блокаду нашей страны. Уговорили. С трудом, но уговорили. Поставка труб началась, но велась через пень-колоду. Правительство США давило на правительство ФРГ. Правительство ФРГ давило на компании, заключившие неугодный американцам контракт. Время от времени, в период очередных международных обострений, на поставки труб налагался прямой запрет. Снова велись изнурительные переговоры, находили очередной компромисс, поставки возобновлялись, а с ними и прокладка нефтепровода. И так до очередного политического катаклизма".
В 1963 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр решил прекратить поставки. Но к этому моменту советские заводы запустили собственное производство. На первой партии продукции рабочие написали "Труба тебе, Аденауэр!" (правда, рассказывают, что позже надпись убрали).
Официально нефтепровод "Дружба" ввели в эксплуатацию 15 октября 1964 года. Его общая длина составила 4665 километров (из них по территории СССР - чуть более 3 тысяч, в Польше - 675 километров, Чехословакии - 836 километров, Венгрии - 123 километра, ГДР - 27 километров). "Дружба" попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый протяженный трубопровод в мире. Проектантов - предприятие "Гипротрубопровод" - наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Подачу нефти по трубопроводу осуществляли при помощи 80 насосных станций. Изначально мощность "Дружбы" составляла 30 миллионов тонн в год, но затем пропускную способность значительно увеличили. В 1974 году появилась вторая нитка нефтепровода, для строительства которой использовали трубы диаметром до 1220 миллиметров. Экспорт нефти из СССР вырос вдвое. Благодаря "Дружбе" появился отдельный сорт "черного золота", который поставляли за границу - Urals ("уральская смесь").
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем