Президентская библиотека пополнила свою электронную коллекцию документов особо секретным протоколом Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, которая проходила в период с 19 по 30 октября 1943 года.
Документ датирован 1 ноября 1943 года, на нем стоят подписи наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, министра иностранных дел Соединенного Королевства Энтони Идена и министра иностранных дел США Корделла Хэлла. Место хранения бумажного оригинала: Архив внешней политики Российской Федерации.
В обсуждении вынесенных на повестку дня вопросов также участвовали высокопоставленные военные трех стран, например, одним из военных представителей СССР был Климент Ворошилов.
Основным вопросом повестки дня было "рассмотрение мероприятий по сокращению сроков войны против гитлеровской Германии и ее союзников в Европе". Этот вопрос внесла советская делегация в первый же день работы Московской конференции.
Особо секретный протокол зафиксировал ход обсуждения спектра различных мер. Так, правительствам США и Великобритании было предложено еще в 1943 году осуществить такие безотлагательные мероприятия, которые обеспечили бы вторжение англо-американских войск в Северную Францию.
Иными словами, речь шла об открытии второго фронта, о чем СССР настойчиво просил своих западных союзников. Советская сторона обещала одновременно нанести мощные удары на советско-германском фронте, что должно было отвлечь силы и внимание гитлеровцев и обеспечить союзникам максимально эффективную высадку своих войск.
В протоколе было отмечено, что подобные меры должны были подорвать военно-стратегическое положение Германии и привести к значительному сокращению сроков войны.
В начале июня 1943 года лидеры Великобритании и США Черчилль и Рузвельт заявили, что высадка союзных войск во Франции произойдет весной 1944 года. В связи с этим советская сторона внесла в повестку дня вопрос о том, действительно ли указанное заявление.
Кроме того, министры иностранных дел обсудили ряд потенциальных предложений. Так, СССР призвал от имени трех держав предложить Турции немедленно вступить в войну. Турция хранила определенный нейтралитет, по сути, помогая участникам конфликта с обеих сторон, в зависимости от собственной выгоды.
А Швеции планировалось предложить предоставить союзникам авиационные базы для борьбы против Германии. По первому пункту министры США и Великобритании дали утвердительный ответ: они подтвердили, что заявление Черчилля и Рузвельта о высадке войск во Франции весной 1944 года остается в силе. Оно было подтверждено на прошедшей чуть ранее Квебекской конференции.
Вопросы о предложениях Турции и Швеции Хэлл и Иден не поддержали. Они выступили за дальнейшее изучение и обсуждение этих вопросов, в котором, по их мнению, должен был принять участие и Советский Союз. Хотя позиция последнего уже была четко сформулирована.
В свою очередь делегаты США и Великобритании внесли собственные предложения. Так, США призвали СССР предоставить союзникам авиабазы на своей территории, с которых американские самолеты могли бы подниматься и бомбить промышленные объекты Германии.
Также было предложено укрепить средства связи между США и СССР, чтобы наладить более эффективный взаимный обмен сведениями о погоде. В свою очередь это улучшило бы воздушное сообщение между двумя странами.
Молотов от имени СССР с указанными предложениями в принципе согласился. В протоколе было отмечено: советским органам будет дано указание встретиться с генералами США и обсудить детали конкретных мероприятий.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем