издается с 1879Купить журнал

Государственный академический Малый театр отмечает двухвековой юбилей

08:00

Его называли вторым Московским университетом - такое сильное влияние этот театр оказывал на духовную жизнь общества. Его называли "Домом Островского" еще при жизни писателя - ведь на сцене именно этого театра были поставлены все 47 пьес Александра Николаевича. Официально открытый 26 октября (14 по старому стилю) 1824 года Государственный академический Малый театр ровно за два века своего существования завоевал репутацию подлинной академии актерского мастерства и полностью оправдал закрепленный за ним статус особо ценного объекта национального культурного наследия.

Основная сцена Малого театра.

РИА Новости/Валерий Мельников

Основная сцена Малого театра.

На самом деле, постоянная драматическая труппа театра начала формироваться в Москве еще в 1750-х годах. Тогда при Московском университете был создан театр, актерами которого стали учащиеся университетской гимназии для разночинцев. (Но вторым университетом Малый театр называли не поэтому, а дабы подчеркнуть его колоссальный вклад в русскую культуру.)

Какое-то время театр, возглавляемый известным поэтом и драматургом Михаилом Херасковым, существовал как частная антреприза. Затем, на основе бывшей университетской труппы, был создан драматический театр. В 1806-м он стал казенным и вошел в систему Императорских театров. Еще спустя десятилетие его труппу пополнили Павел Мочалов, Михаил Щепкин, Мария Львова-Синецкая - выдающиеся актеры, ставшие настоящими театральными легендами.

Группа артистов Императорского Московского Малого театра. 1900-е гг.
Группа артистов Императорского Московского Малого театра. 1900-е гг. Фото: Аукционный дом "Литфонд"

Все это время драматическая труппа театра работала вместе с оперно-балетной: одни и те же актеры часто выступали в спектаклях различных жанров. Но все изменилось 26 октября 1824 года, когда драматические спектакли были перенесены в отдельное здание - особняк купца Варгина на Петровской площади (с 1829 года - Театральная), специально перестроенный для театра по проекту архитектора Осипа Бове. Тогда же появилось и название Малый. В отличие от Большого театра, где давали оперы и балеты.

Хотя даже перестроенным здание для театра оставалось слишком узким из-за большой ширины Неглинного проезда. Поэтому в 1838-1840 годах, после выкупа прилегавших к строению участков, уже другой архитектор - Константин Тон - достроил театральное здание до привычного сегодня объема и полностью изменил внутреннюю планировку.

Сохранилась программа торжественного открытия Малого театра. Помимо увертюры композитора Алексея Верстовского, сочиненной специально для этого события, было дано драматическое представление "Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря". Ее автором, в творческом тандеме с известным французским балетмейстером Карлом Дидло, выступил драматург Александр Шаховской. В заключении вечера был дан одноактный балет композитора Луи Антуана Дюпона, поставленный балетмейстером Адамом Глушковским.

Программка Малого театра. 1898 г.
Программка Малого театра. 1898 г. Фото: Аукционный дом "Антиквариат37рф"

Так началась история Малого театра. Репертуар его был удивительно обширен: от классических драм до легких водевилей. Еще при жизни Пушкина театр создал сценические версии трех его поэм: "Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане". 27 ноября 1831 именно на сцене Малого театра впервые в Москве была полностью показана комедия Грибоедова "Горе от ума". До этого цензура разрешала к представлению только отдельные сцены. Через несколько лет здесь играли "Ревизора" Гоголя. А чуть позже его "Мертвых душ", "Женитьбу" и "Игроков".

Для Малого театра писали Тургенев, Сухово-Кобылин и многие другие знаменитые авторы. Но особую роль в творческой жизни театра сыграл Александр Николаевич Островский. Абсолютно все пьесы драматурга были поставлены на сцене Малого театра и всегда входили в его репертуар. (Да и входят до сих пор.) Более того, Островский проводил репетиции с актерами, определял трактовку и характер исполнения пьес, а также писал для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.

Театральный проезд. Слева - здание Малого театра. 1899 г.
Театральный проезд. Слева - здание Малого театра. 1899 г. Фото: РИА Новости

Так что нет ничего удивительного в том, что в 1929 году великому драматургу у входа в Малый театр был установлен памятник работы скульптора Николая Андреева - автора легендарного памятника Гоголю, который сегодня стоит на Никитском бульваре у дома-музея писателя.

А вот с кем в Малом театре не могли найти общего языка, так это с Чеховым. При жизни писателя на сцене театра ставили только его смешные водевили. Но прошло время, и сегодня спектакли по пьесам Антона Павловича занимают значительное место в репертуаре театра.

Во время революции помещение Малого театра было разгромлено, а имущество расхищено. Тем не менее, его деятельность достаточно скоро возобновилась, и в 1919-м театр стал академическим.

Театральная площадь и Малый театр. 1903 г.
Театральная площадь и Малый театр. 1903 г. Фото: Аукционный дом "Старая бумага"

В 1926 году в Малом театре состоялась премьера спектакля по пьесе Константина Тренёва "Любовь Яровая". Постановка оказалась исключительно удачной. К числу выдающихся работ причислены декорации, созданные специально для этого спектакля театральным художником Николаем Меныпутиным.

В 1937 году Малый театр был награжден орденом Ленина, а в 1974-м - орденом Октябрьской Революции. После начала Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Челябинск и разместили в здании местного Драматического театра.

Из послевоенных постановок наиболее успешными и известными стали: "Васса Железнова" Горького, историческая драма Степанова и Попова "Порт-Артур", "Власть тьмы" Толстого, "Маскарад" Лермонтова. А среди спектаклей по произведениям зарубежных авторов: "Макбет" Шекспира, "Федра" Расина, а также инсценировки "Ярмарка тщеславия" Теккерея, "Госпожа Бовари" Флобера, "Человек, который смеется" Гюго.

Программка Малого театра. 1913 г.
Программка Малого театра. 1913 г. Фото: Аукцион Игоря Пугачева

В январе 1993 года, по указу президента Российской Федерации, для театра было утверждено новое название. Он стал Государственным академическим Малым театром России.

В разные годы театром руководили: Александр Южин, Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. С 1988-го по 11 января 2024 года, до конца своих дней, бессменным художественным руководителем оставался народный артист СССР, лауреат Государственных премий РФ Юрий Соломин. В 2024 году бразды творческого управления были переданы артисту Малого театра, режиссеру и педагогу Алексею Дубровскому.

Важно, что современное поколение артистов и режиссеров Малого театра все-таки сохраняют преданность традициям и опираются на богатый опыт своих предшественников. Так что, если вы хотите насладиться нестареющей театральной классикой, искать ее надо здесь - в Малом театре.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться