30 октября в Третьяковской галерее открывается большая выставка "Передвижники". Музей представляет выставочный проект, посвященный творческой деятельности художников - членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок, традиционно называемых передвижниками.
История коммерческого проекта художников-передвижников
23 ноября 1869 года группа московских художников направила своим петербургским коллегам коллективное письмо. К письму был приложен "эскиз проекта" организации подвижной выставки художественных произведений. Москвичи предложили петербуржцам обсудить этот проект, собрать подписи желающих участвовать в делах создаваемого товарищества, а затем "хлопотать об утверждении устава"1. Письмо подписали Григорий Мясоедов, Василий Перов, Лев Каменев, Алексей Саврасов, Владимир Шервуд, Илларион Прянишников. Хотя письмо и было послано от имени шести художников, автором идеи передвижных художественных выставок был один человек - Григорий Григорьевич Мясоедов, рукой которого письмо и было написано. Он происходил из родовитой, но совершенно обедневшей дворянской семьи. Хотя род Мясоедовых насчитывал свыше 350 лет, у них давно уже не было ни имений, ни чиновной родни. Отец будущего художника с негодованием воспринял желание еще не закончившего гимназию Григория поступить в Академию художеств. Сын пренебрег волей отца и отправился в Петербург, где несколько лет провел в крайней нужде и лишениях, но не отказался от своего желания стать живописцем. Лишь после того, как Мясоедов-старший увидел свой портрет, написанный сыном, он сменил гнев на милость. Григорий Мясоедов учился у профессора Маркова, но так и не получил склонности ни к монументальной, ни к религиозной живописи.
В 1862 году за картину "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" Мясоедов получил большую золотую медаль и право на шестилетнюю поездку за границу. За границей художнику не понравилось, и он дважды весьма настойчиво порывался досрочно возвратиться в Россию. Академическое начальство разрешило ему вернуться всего лишь на один год, по истечении которого Мясоедову пришлось вновь отправиться за границу и "досиживать" срок своего пенсионерства. За границей он обратил внимание на существование подвижных выставок, экспонаты которых перемещались устроителями выставок из одного города в другой, охватывая все новых и новых зрителей. Мясоедов решил привить это начинание в России, где не было ничего подобного. Знаменательно, что Григорий Григорьевич не стал искать государственной поддержки своему почину, а с самого начала решил создать независимое товарищество.
Во Флоренции он близко сошелся с Николаем Николаевичем Ге. Хотя дворянский сын Ге был всего тремя годами старше Мясоедова, он уже успел многого добиться в жизни. Учился на математическом факультете Киевского, а затем Петербургского университетов. Не закончил курса и поступил в Академию художеств, где успешно учился и в 1856 году получил большую золотую медаль. После завершения пенсионерской поездки Ге в 1863 году представил в Академию художеств картину "Тайная вечеря". Полотно произвело настоящий фурор, соизмеримый разве что с триумфом "Последнего дня Помпеи" Брюллова.
Николаю Николаевичу было незамедлительно присвоено звание профессора живописи, минуя степень академика. Это был исключительный случай. Новоявленный профессор не остался в Академии, а поспешил вернуться во Флоренцию: ему, в отличие от Мясоедова, заграница не надоела. К "свежепросоленному" пенсионеру Мясоедову он отнесся по-товарищески, чем и снискал его расположение. "Мы обсуждали вопросы, касающиеся положения художников <…>, - почти четверть века спустя вспоминал Ге, - уровень искусства быстро поднимался. <…> Искусство, сделавшись народным, стало общественным достоянием. Число художников, готовых служить целям искусства и целям общества, увеличилось. Недоставало формы учреждения, в котором могли бы осуществляться эти цели"2. Искомая форма была найдена Мясоедовым. Именно ему принадлежат лавры первооткрывателя. Мясоедов предложил Ге создать новое творческое объединение - выставочную организацию русских художников. Ге горячо поддержал эту идею.
Все было продумано вплоть до мелочей и четко изложено на нескольких страницах, написанных рукой Мясоедова. Обосновывалась идея подвижных художественных выставок, призванных решать как просветительские, так и коммерческие задачи. Подвижные выставки устраивались, чтобы познакомить российскую провинцию с новейшими достижениями отечественного изобразительного искусства, и, одновременно, они должны были помочь самим художникам организовать сбыт их произведений. В проекте устава Товарищество сознательно противопоставлялось Императорской Академии художеств и дистанцировалось от поощряющих искусство обществ. Это был манифест независимой выставочной организации художников: "Мы считаем совершенно необходимой совершенную независимость Товарищества от всех других поощряющих искусство обществ". Товарищество создавалось для того, чтобы дать самим художникам "возможность высвободить искусство из чиновничьего распорядка"3.
Изначально закладывалась неизбежность грядущего конфликта еще только проектируемого Товарищества с существующей более столетия Императорской Академией художеств. Исключалось участие членов Товарищества в любых выставках, в том числе и академических, проводимых в одно время с подвижной. Специально оговаривалось, что члены Товарищества имели право и должны были выставлять лишь те вещи, которые дотоле нигде не экспонировались. Картины представлялись к определенному сроку, не позднее чем за два месяца до открытия выставки, и должны были быть "написаны для нее". Исключение делалось только для выдающихся произведений, выделяющихся из общего ряда, "выходящих из уровня"4. Несмотря на это единственное исключение в пользу талантливых живописцев, талант не получал никаких преимуществ по сравнению с более скромным даром: в проекте устава последовательно проводилась идея социальной справедливости и защиты слабейших. Академия поощряла и награждала сильнейших и талантливейших, устав Товарищества был призван учесть интересы всех остальных.
Автор устава предусмотрел даже такую немаловажную деталь, как приобретение рам для картин нуждающихся живописцев за счет Товарищества. Представленные на подвижной выставке картины должны были иметь пристойный вид, чтобы не отпугивать покупателей. Предусматривались 5%-ные отчисления в пользу Товарищества с цены реализованных платных входных билетов и стоимости всех проданных художественных произведений, каталогов и репродукций. Полученные таким образом деньги частично предполагалось использовать для оказания материальной помощи недостаточным членам Товарищества.
Мясоедов на собственном опыте прекрасно изучил механизм творческой деятельности живописца. Холст, кисти и краски стоили дорого. Нередко бедный художник сначала не мог приступить к написанию большой картины, потому что не имел средств для приобретения необходимых материалов, а затем, приступив, наконец, с большим трудом к работе, долгое время не мог ее завершить.
В 1861 году удостоенный за свои пейзажи малой золотой медали академист Александр Павлович Попов-Московский в течение нескольких лет так и не смог принять участие в конкурсе на большую золотую медаль. Он "не мог оканчивать своих работ, как бы следовало на большой конкурс", отказался от участия в нем и в 1866 году уехал в Виленскую губернию, где получил место учителя чистописания и черчения в Суражском уездном училище. Его дальнейшие следы теряются. Доход от выставки подлежал разделу между всеми ее участниками пропорционально стоимости экспонировавшихся картин. Даже авторы непроданных картин не утрачивали право на дивиденд от выставки. Размер дивиденда был невелик, но важен был сам принцип. Защищались интересы живописцев, обладавших скромным дарованием: "покупка картин или назначение премии падут всегда на долю сильнейших"5.
Первую передвижную выставку было решено открыть через год после официального утверждения устава Товарищества. В Товариществе могли состоять только действительные члены, не оставившие занятия искусством. Исключение не было сделано даже для учредителей: живописцы, подписавшие устав, но не представившие свои картины на первую выставку, автоматически выбывали из числа членов Товарищества. Еще в феврале 1870 года Мясоедов предложил Крамскому первую выставку открыть именно в Петербурге, а не в Москве, на чем первоначально настаивали некоторые художники. Григорий Григорьевич все очень точно рассчитал: "Успех выставки несомненно будет находиться в зависимости от ее 1-го дебюта. Петербург для России то же, что Париж для Франции. Блестящий успех в Петербурге гарантирует успех и в Москве, и в провинциях"6. Прошло два года, и сама действительность подтвердила справедливость рассуждений художника. За это время на политической карте мира произошли очень важные изменения: началась и бесславным поражением Франции закончилась франко-прусская война, Франция потеряла две провинции и из империи в третий раз стала республикой, в Версальском дворце была провозглашена Германская империя, Рим был занят итальянскими войсками и стал столицей Италии, Россия вернула утраченное после Крымской войны право держать военный флот на Черном море… Но даже на фоне этих важнейших событий у первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок был блестящий дебют.
Создание Товарищества передвижных художественных выставок резко изменило весь ландшафт интеллектуальной деятельности в России. Впервые в истории русской культуры была создана неправительственная творческая организация, спаянная жесткой дисциплиной. Подчинение уставу Товарищества было обязательным для всех его членов. Правило не знало исключений. Даже с авторов картин, проданных до открытия выставки, взимался обязательный 5%-ый сбор в пользу организации. Финансовая дисциплина была образцовой. Аккуратно велись шнуровые приходно-расходные книги. За всю многолетнюю историю Товарищества не было выявлено ни одного злоупотребления со стороны организаторов. Коммерческая деятельность осуществлялась абсолютно легально, и ей были неведомы ни приписки, ни хищения. Организаторы выставки отчитывались перед членами Товарищества об обороте денежных средств. Кроме того, члены-учредители Товарищества, не представившие свои картины в установленный срок и не принявшие участие в Передвижной выставке, были признаны выбывшими из членов Товарищества7.
29 ноября 1871 года выставка открылась в залах Академии художеств, где экспонировалась почти два месяца, вплоть до 23 января 1872 года. Никогда впоследствии отношения между Товариществом и Академией уже не были столь дружественными и подчеркнуто доброжелательными, как в этот период8. Затем картины перевезли в Москву, где с 18 апреля по 1 июня выставка была открыта в помещении Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Следующим городом стал Киев: с 6 сентября по 3 октября выставка проходила в актовом зале Киевского университета. Из Киева выставка отправилась в Харьков, где была показана с 15 октября по 6 ноября. Итак, от момента открытия выставки в Петербурге до ее закрытия в Харькове прошел почти целый год. Члены Товарищества брали на себя обязательство не выдавать покупателю проданные картины до окончательного закрытия выставки. "Состав выставки, за немногими исключениями, был сохранен во всех городах один и тот же. Выставку сопровождали члены Товарищества Перов и Мясоедов. Художественных произведений было выставлено 82, картин исторического содержания 2, бытовых 16, портретов 13, пейзажей 35, акварелей 3, рисунков 4, статуй 5, гравюр (крепкой водкой) 1.
Число художников, произведения которых составляли выставку, было 20, а именно: Антокольский, Аммон, Аммосов, Боголюбов, Ге, Гун, Каменев, Каменский, Клодт М.К., Клодт М.П., Крамской, Мясоедов, Максимов, Маковский В.Е., Перов, Прянишников, Саврасов, Шохин, Шишкин и Ясновский.
Художественных произведений было выставлено на сумму 29.690 р<ублей> сер<ебром>, из них продано на 22.910 р<ублей>, не считая фотографий, проданных на 824 р<убля> 50 к<опеек>, рисунков на 91 р<убль> и гравюр крепкой водкой на 45 р<ублей>.
Число посетителей в четырех городах было: 30.527, в Петерб<урге> 11.515 чел<овек>, в Москве 10.440, в Киеве 2.831, в Харькове 4.717, в последних двух городах было выдано бесплатных билетов 1024.
Доход выставки 6328 р<ублей>, расход по устройству и передвижению 1941 р<убль> 37 к<опеек>. Оставшаяся за расходом сумма 4387 р<ублей> 45 к<опеек> распределена между экспонентами, согласно уставу Товарищества.
Товарищество считает своим долгом выразить признательность тем лицам, от которых зависело разрешение и содействие на устройство выставки.
Прием, сделанный обществом выставке Товарищества везде, где она появлялась, превзошел ожидания"9. Последняя фраза отчета станет более понятной, а коммерческий успех Передвижной выставки особенно ощутимым, если учесть, что доход от ежегодных академических выставок не превышал пяти-шести тысяч рублей и всегда перечислялся Академией в доход Министерства Императорского двора. Крамской с удовлетворением писал: "…Выставка дала чистого барыша, который выдается теперь, 23 процента на рубль. Я получил 490 рублей, Шишкин 390, Ге больше 700, Перов - тоже, словом, как видите дело такого рода, что продолжать его стоит, и некоторые заскорузлые враги теперь только облизываются. Достаточно сказать Вам, что полтора месяца я не брал в руки кистей - каково?"10.
Профессора Академии пережили настоящий шок. Они увидели, что русская публика в состоянии приобретать произведения искусства не в единичных экземплярах, а в товарных количествах. В одночасье рухнула система ценностей, на формирование которой ушло целое столетие. Профессора, почитавшие себя если не богами Олимпа, то жрецами высокого искусства, ощутили себя просто чиновниками. Их относительно неплохое жалованье не шло ни в какое сравнение с тем, что могла заплатить публика. Членом Товарищества мог быть только тот, кто не оставил занятий живописью, на Передвижную выставку принимались только новые, нигде ранее не экспонировавшиеся работы, а многие профессора Академии уже годами не писали новых картин. Через несколько лет упреки в корыстолюбии и в стремлении передвижников нажиться станут общим местом в устах членов Императорской Академии художеств. Академическое сообщество будет утверждать, что именно ради материальной выгоды члены Товарищества якобы забывают о высоком искусстве.
Пройдет полтора-два десятилетия, и расхожие обвинения представителей творческой интеллигенции в сребролюбии станут излюбленной темой для провинциальных позеров и людей недалеких, но желавших показать себя умнее и оригинальнее, чем они были на самом деле. Чеховские произведения позволяют нам зримо представить тот контрастирующий фон, на котором развертывалась в пространстве и во времени история Товарищества - история побед и поражений, взлетов и падений.
Товарищество без труда вынесло все организационные издержки, вызванные передвижением экспозиции из одного города в другой, и даже оплатило путевые расходы художников, сопровождавших выставку. Первоначально предполагалось, что члены Товарищества будут поочередно сопровождать выставку в ее переездах, причем будут делать это за собственный счет. Однако коммерческий успех выставки был столь очевиден, что общее собрание постановило: не только оплачивать сопровождающим проезд в вагонах 2-го класса, но и выдавать им на путевые издержки по три рубля серебром в день. Организация передвижных выставок была бы невозможна, если бы в это время в необъятной России не строились железные дороги. Именно в эти годы страна переживала настоящий промышленный подъем и железнодорожный бум. Были отменены таможенные пошлины на ввоз из-за границы паровозов и подвижного состава, что сделало железнодорожное строительство делом исключительно выгодным. Если в 1865 году Россия имела 3,5 тысячи верст железных дорог, то в течение последующих десяти лет, благодаря принятому правительством курсу на частное железнодорожное строительство, было построено 17,7 тысяч верст путей. Это было в 3,5 раза больше, чем предполагалось в самых смелых государственных прогнозах11. Российские города протянули друг другу руки - и в этой руке была картина передвижников. Так российская провинция впервые увидела живопись.
Устойчивый спрос на живопись, графику и скульптуру породил быстрый рост цен на произведения искусства. Цены выросли на порядок. И уже никого не удивляло то, что за парадный портрет кисти модного живописца недостаточно заплатить несколько сот рублей, как это было еще совсем недавно, а необходимо выложить несколько тысяч. Произведения модных художников были нарасхват. Их авторы решили, что отныне они в состоянии не только прокормить самих себя, но со временем стать обеспеченными и даже богатыми людьми. Некоторые быстро забыли о нищей жизни во времена учебы в Академии, начали жить на широкую ногу. Они научились отстаивать свои материальные интересы с нескрываемым чувством собственного достоинства, дотоле неведомым русскому художнику. Репин, недовольный ценой, предложенной ему самим Третьяковым, писал: "Вам же, Павел Михайлович, не советую скупиться для меня какими-нибудь 400 рублями, Вы приобретете вещь стоящую; да Вам ли мне об этом говорить! Вы и без меня хорошо понимаете достоинство художественных произведений, Ваша галерея об этом очень красноречиво говорит"12.
Размер авторского гонорара стал мерилом творческого успеха, а высокий гонорар - верным признаком знаменитости. Вспомним рассказ Чехова "Попрыгунья". Среди друзей и добрых знакомых Ольги Ивановны Дымовой, артистов и художников, посещавших по средам ее салон, каждый "имел уже имя и считался знаменитостью". Особенно выделялся художник Рябовский, "имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей"13. (Прототипом Рябовского, как известно, был передвижник Левитан.) Творческий труд получил адекватное вознаграждение, но рынок обострил различие между талантливыми и всего лишь заурядными художниками и с предельной жесткостью зафиксировал это различие в суммах авторского гонорара тех и других. Впоследствии, когда были подведены итоги деятельности Товарищества за 25 лет его существования, то выяснилось, что это различие было весьма значительным и в среднем составляло приблизительно 2800%. Иными словами, в течение четверти века ежегодный дивиденд одних членов Товарищества примерно в 28 раз превосходил дивиденд других14. Высокие гонорары знаменитостей не были окутаны покровом коммерческой тайны, охотно обсуждались прессой и стали притчей во языцех. Лишь талантливые и модные художники могли рассчитывать на устойчивое внимание кредитоспособной публики и мало кого интересовали работы живописцев второго плана. "Итак, Павел Михайлович, дела очень и очень неприятные! Как подумаешь все это: честность, искусство, гений и разные другие не менее громкие слова - и, может быть, не одни слова, а самое содержание этих слов зависит и сводится к чему же? Копейкам, рублям, франкам! <…> Что тут толковать, все деньги - и только деньги!"15
В начале своей деятельности передвижники имели перед собой непаханое поле. Казалось, что потребности рынка безграничны. Но когда целина была освоена, выяснилось, что рынок быстро насытился и более не в состоянии поглощать без остатка ежегодно увеличивающийся поток живописных произведений. С предельной жесткостью этот вывод был сделан самими передвижниками в их юбилейном отчете. "Членами Товарищества за 25 лет написано 3 504 картины, стоимость которых простирается до 2 000 000 руб[лей]. Продано на 1 135 635 р[ублей], на 754 180 руб[лей] картин осталось на руках. От продажи картин на выставках Товарищества ежегодно получалось около 61 000 руб[лей]. Но так как не все продают ежегодно свои картины, то многие остаются вовсе без заработка"16.
- 1. Крамской И.Н. Письма, статьи. М.: Искусство, 1966. Т. 1. С. 517 (примечание 7).
- 2. Николай Николаевич Ге. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. С. 220, 221; Товарищество… Т. 1. С. 5.
- 3. Мясоедов Г.Г. Письма, документы, воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1972. С. 54; Товарищество… Т. 1. С. 53.
- 4. Товарищество… Т. 1. С. 51.
- 5. Мясоедов Г.Г. Письма, документы, воспоминания. С. 54; Товарищество… Т. 1. С. 53.
- 6. Мясоедов Г.Г. Письма, документы, воспоминания. С. 55.
- 7. Протокол №2 общего собрания Товарищества от 2 января 1872 года зафиксировал принятое решение: господ К.Е.Маковского, Н.Е.Маковского, Якоби, Корзухина и Лемоха, «как не явившихся на выставку со своими произведениями, считать выбывшими» (Товарищество… Т. 1. С. 68).
- 8. 7 января 1872 года общее собрание Товарищества приняло и постановило дополнительно записать в протокол №3 следующее решение: «Поручить правлению от имени Товарищества благодарить Императорскую Академию художеств за предложенное ею помещение под выставку Товарищества» (Товарищество… Т. 1. С. 69).
- 9. Отчет Товарищества передвижных художественных выставок за первый год его существования 1871-1872 год // Товарищество… Т. 1. С. 71-72.
- 10. Крамской – Ф.А.Васильеву. 30 ноября 1872 г. С.-Петербург // Крамской И.Н. Письма, статьи. Т. 1. С. 137.
- 11. Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века: Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука, 1981. С. 91, 92.
- 12. Репин – П.М.Третьякову. 14 октября 1877 г. Москва // Репин И.Е. Избранные письма: В 2-х тт. Т. 1. С. 208.
- 13. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем в 30 тт. Т. 8. М.: Наука, 1977. С. 7. В беловом автографе первоначально была указана более высокая сумма гонорара Рябовского - 1000 рублей (Там же. С. 349).
- 14. Товарищество… Т. 2. С. 536.
- 15. Крамской – П.М.Третьякову. 2/14 сентября 1876 г. Treport // Крамской И.Н. Письма, статьи. Т. 1. С. 370.
- 16. Товарищество… Т. 2. С. 536.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем