Бронепалубный крейсер "Варяг" - легенда русского флота - был заложен в 1898 году в Филадельфии (США) на судостроительной верфи "Уильям Крамп и сыновья", по заказу Российской империи. А уже 31 октября (19 по старому стилю) 1899 года крейсер был готов и спущен на воду. (В некоторых источника дата может отличаться на один день - 1 ноября 1899-го.)
Назван крейсер был в честь парусно-винтового корвета "Варяг", который в середине 1860-х годов был флагманом Тихоокеанской эскадры и участвовал в экспедициях к Новой Земле и берегам Северной Америки.
Крейсер "Варяг" по техническим характеристикам на тот момент не имел себе равных. Он был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, укомплектован радиостанцией и тридцатью новейшими паровыми котлами системы Никлосса, а также электрифицирован и телефонизирован. Благодаря паровым машинам крейсер "Варяг" должен был развивать скорость до 23 узлов, он считался самым быстроходным крейсером отечественного флота. Однако именно котлы впоследствии и подвели корабль: из-за неудачной конструкции и дефектов при строительстве "Варяг" не мог развить скорость выше 14 узлов уже через несколько лет службы.
После всех проверок и испытаний в мае 1901 года новый крейсер отправился на Дальний Восток, где вошел в состав эскадры Тихого океана. Через год "Варяг" бросил якорь на рейде Порт-Артура. А еще через год - в декабре 1903 года - крейсер направили в корейский порт Чемульпо (старое название города Инчхона). Там, волею судьбы, "Варяг" принял свой первый и последний бой, навсегда вписавший этот славный корабль в мировую историю…
18 января (5 января по ст. ст.) 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка "Кореец". Ночью 9 февраля (27 января по ст. ст.) того же года, в первый день Русско-японской войны, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" были заблокированы в бухте Чемульпо японской эскадрой в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев. Командиром крейсера капитаном 1-го ранга Всеволодом Рудневым от японского контр-адмирала Сотокити Уриу был получен ультиматум, гласивший, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и российским судам необходимо до полудня покинуть рейд. В противном случае, японская эскадра начнет против них боевые действия.
Руднев принял решение попытаться прорваться из Чемульпо в Порт-Артур. Для этого экипажам "Варяга" и "Корейца" пришлось вступить в неравный бой у острова Йодольми в Желтом море как минимум с четырьмя японскими крейсерами.
Легендарное сражение длилось недолго (по разным источникам - от часа до полутора). За это время экипаж крейсера "Варяг" выпустил более тысячи снарядов, потопил вражеский миноносец и вывел из строя два японских крейсера. Но и сам "Варяг" к концу боя практически полностью исчерпал свои боевые возможности из-за больших потерь в личном составе и многочисленных серьезных повреждений самого судна.
В итоге, не сумев прорваться, наши корабли вернулись в порт Чемульпо, где японцы предложили им сдаться в плен. Моряки категорически отвергли это предложение. И, по решению офицерского совета, чтобы избежать захвата судов японцами, крейсер "Варяг" был затоплен, а канонерская лодка "Кореец" взорвана. Экипажи кораблей взяли на борт иностранные суда и доставили их в Шанхай (Китай). Через некоторое время моряков уже торжественно встречали в Одессе, а затем в Санкт-Петербурге их приветствовал император Николай II.
На следующий день после знаменитого боя о подвиге наших кораблей заговорил весь мир. С изображениями "Варяга" и "Корейца" и портретами их командиров было выпущено множество открыток, альбомов, картин и памятных медалей.
Австрийский поэт Рудольф Грейнц был так вдохновлен героическим поступком экипажей "Варяга" и "Корейца", что написал стихотворение под названием "Der Warjag". Произведение опубликовал немецкий журнал "Jugend". Стихотворение практически дословно перевела на русский язык поэтесса Евгения Студенская. Затем этот текст был положен на музыку военным музыкантом Алексеем Турищевым. Получилась песня "Памяти "Варяга"", ставшая неофициальным гимном русских моряков. Впервые она прозвучала на торжественном приеме императора Николая II в честь экипажей "Варяга" и "Корейца", вернувшихся на Родину:
- Наверх, о товарищи, все по местам!
- Последний парад наступает!
- Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
- Пощады никто не желает!
Командир корабля и офицеры были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины - знаками отличия Военного ордена 4-й степени. Помимо ордена, Всеволод Руднев получил звание флигель-адъютанта и стал одним из первых европейцев, удостоенных японского ордена Восходящего солнца.
Дальнейшая судьба героев сложилась так: команда "Варяга" была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а Всеволод Руднев стал командиром еще только строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".
"Варяг" же пролежал на дне Желтого моря больше года. Судно было поднято японцами, отремонтировано, названо "Соя" и введено в состав Императорского флота Японии. Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков. К счастью, надпись "Варяг" на корме была сохранена.
В 1916 году Россия выкупила у Японии крейсер и другие захваченные корабли Первой Тихоокеанской эскадры. Выплата за "Варяга" составила 4 миллиона йен. Корабль был торжественно встречен во Владивостоке и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота.
Однако и машины, и котлы крейсера требовали капитального ремонта, а артиллерия - перевооружения. Поэтому "Варяг" был отправлен в Великобританию, на судоремонтные доки Ливерпуля. Произошло это всего за несколько дней до Февральской революции. Крейсер простоял в доках до 1920 года, но необходимые на ремонт средства так и не были выделены. В итоге, "Варяг" был продан на металлолом, но до места назначения не доплыл. Следуя на буксире через Ирландское море в Глазго (Шотландия), корабль попал в сильный шторм и сел на камни у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Все попытки его спасти были тщетны. В итоге, "Варяг" был частично разобран на месте, а его 127-метровый корпус взорван.
В 1946 году режиссером Виктором Эйсымонтом был снят художественный фильм "Крейсер "Варяг"". 8 февраля 1954 года в Москве состоялся торжественный вечер с участием ветеранов битвы при Чемульпо, где им от имени советского правительства были вручены медали "За отвагу".
Весной 2003 года в России проходили съемки двухсерийного документального фильма "Крейсер "Варяг"", а летом того же года была организована специальная экспедиция в Ирландском море по поиску останков корабля. В двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, съемочная группа обнаружила разрушенный корпус "Варяга". Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько его фрагментов. В подводной экспедиции принял участие внук Всеволода Руднева - Никита.
В 2004 году, к 100-летию сражения в бухте Чемульпо, российской делегацией был установлен памятник экипажам "Варяга" и "Корейца". На открытии мемориала в порту Инчхона присутствовал преемник легендарного корабля, флагман Тихоокеанского флота России - гвардейский ракетный крейсер "Варяг".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем