4 ноября 1979 года около трех тысяч человек, в основном, студенты, ворвались в американское посольство в Тегеране. Они взяли в заложники дипломатов и тех американцев, кто в этот день пришел сюда по своим делам, всего 66 человек. Убежать удалось всего шести дипломатам, они покинули здание через запасной выход и укрылись в канадском посольстве.
Причиной взятия в заложники американских граждан историки часто называют ненависть иранцев к США. И для этого были веские основания. Правитель Ирана шах Реза Пехлеви десятки лет в своей деятельности ориентировался на интересы крупных американских компаний. Янки пользовались в Иране чуть ли не дипломатическим иммунитетом, им с рук сходило многое, вплоть до преступлений. Правящая верхушка Ирана богатела, а в стране свирепствовала инфляция, народ нищал и голодал. Любые выступления недовольных жестоко карались беспощадной спецслужбой САВАК - министерством госбезопасности Ирана.
Шах бросил страну
В конце 70-х годов XX века в Иране начались массовые выступления против Пехлеви. В грандиозных забастовках и демонстрациях участвовали миллионы людей. Народ считал, что в его бедах виновны шах и американцы. С подачи духовного лидера нации аятоллы Хомейни, жившего тогда за границей, США получили прозвище "Большого Сатаны". К слову, у жителей Ирана сатана не считается воплощением абсолютного зла. Скорее это мелкий пакостник, склонный к воровству, обману и любящий хорошо погулять за чужой счет. Поведение наглых беспринципных американцев в Иране, считавших эту страну своей нефтяной колонией, идеально вписывалось в этот образ.
Несмотря на все события, потрясавшие страну, в США не беспокоились о происходящем. Директор ЦРУ представил доклад президенту Джимми Картеру, где говорилось, что в Иране ничего особенного произойти не может. А истинного лидера тогдашних событий аятоллу Хомейни не принимали в расчет. Историк американских спецслужб Вудворд писал, что в ЦРУ его "считали добрым, мягким престарелым духовником".
Однако Пехлеви подавить народные выступления не удалось. Армия, полиция и зловещий САВАК ничего не смогли поделать с яростью бушующего народа. В начале 1979 года шах объявил, что уезжает за границу на лечение, и, по сути, сбежал из страны. Власть перешла к либеральному правительству, которое распустило САВАК и освободило всех арестованных политзаключенных.
Президент США Картер, очевидно, смирившись со свержением шаха, начал налаживать контакты с либералами. Но тут в Иран вернулся аятолла Хомейни. Он сразу заявил, что в правительстве предатели и отказался сотрудничать с ним. Вскоре оно было распущено и сформировано новое под контролем аятоллы.
Хомейни действовал быстро и решительно. Уже в марте 1979 в Иране успешно прошел референдум о создании нового государства - исламского. А на декабрь было назначено еще одно народное голосование о принятии новой конституции, по которой духовный лидер страны получал широчайшие полномочия.
В Иране начались расправы над теми, кого подозревали в верности бежавшему шаху. Появились революционные трибуналы, судьи с закрытыми лицами беспощадно выносили смертные приговоры. Постепенно Хомейни свернул эти гонения. А американцы попытались наладить контакты с новым правительством. Они искали варианты, так как не хотели терять влияние на Иран.
В самой стране страсти постепенно затихали, шла подготовка к референдуму по конституции. С новым главным законом многие были не согласны, особенно протестовали сторонники либерализма и демократии. Однако бурных столкновений уже практически не было, дискуссии велись более-менее спокойно. Причем, зондируя общественное мнение, команда аятоллы Хомейни полагала, что голосование может пройти и не в их пользу. И тут, совершенно внезапно, американцы все для себя испортили.
Звездно-полосатые флаги в огне
Шах Реза Пехлеви обратился к президенту Картеру с просьбой о въезде в США для лечения. После долгих совещаний ему разрешили это сделать. Пехлеви прибыл в США в конце октября 1979 года. Информация об этом вызвала гнев в Иране. До того момента революционный суд страны требовал от всех государств, где останавливался шах, немедленной его выдачи. И тут его приютил "Большой Сатана". Иранцы вновь вышли на протестные демонстрации.
Вскоре американцы добавили масла в огонь. 1 ноября 1979 года новый премьер-министр Ирана, будучи с визитом в Алжире, встретился с Бжезинским, советником Картера по национальной безопасности. Эта новость и фотографии, где политики пожимают руки, вызвала новую волну негодования в Иране. Народ решил, что и новая власть сотрудничает с "Большим Сатаной".
Это оказалось на руку сторонникам Хомейни, так как многие в правительстве, в том числе и сам премьер-министр, не одобряли будущую конституцию. Иран забушевал, и 4 ноября тысячи студентов ворвались в американское посольство, главную базу "Большого Сатаны" на иранской земле. Во всех городах загорелись американские флаги, так как иранцы посчитали, что США стремятся вернуть контроль над их страной.
До сих пор не ясно, кто организовал нападение. Скандальный премьер-министр Ирана после этого ушел в отставку. А Хомейни победил в референдуме по конституции 3 декабря 1979 года.
Для американцев новость о захвате заложников в Тегеране стала шоком. Никто не ожидал такого поворота событий. Посол Советского Союза в США Добрынин писал: "Президент Картер первые два дня после захвата проводил буквально непрерывные совещания в поисках выхода из кризиса и освобождения заложников. Однако никакого реального выхода найти не удавалось".
Решался даже вопрос о применении военной силы для освобождения заложников, однако Добрынин предупредил Бжезинского, что в этом случае Советский Союз в стороне не останется, а примет свои меры. Но это не оказало большого воздействия на американцев. В администрации Картера кипели страсти, дело дошло до того, что в отставку ушел государственный секретарь Вэнс, противник силового вмешательства.
По поддельным паспортам
Американцы начали продумывать варианты освобождения заложников. Чтобы хоть как-то снизить накал происходящего, они выдворили шаха из страны. Но это не помогло, иранцы никого не освобождали. Тогда было решено вытащить хотя бы тех, кто скрывался в канадском посольстве. Операция получила название "Арго", по ней потом сняли одноименный фильм.
ЦРУ придумало легенду о том, что снимается кино, и часть съемок пройдет в Иране. Когда были получены все разрешения, два американских разведчика вылетели в Тегеран, имея при себе шесть канадских паспортов. В них вклеили фотографии американцев, живших в посольстве Канады. При их вылете из Тегерана возникли небольшие трудности, но все закончилось благополучно. На борту самолета, летевшего в Швейцарию, вызволенные американцы отметили свободу распитием коктейля "Кровавая Мэри".
Вертолеты остались в пустыне
Президент Картер, вдохновленный успехом "Арго", решил силовым способом вытащить остальных заложников. Показать себя "с позиции силы" ему нужно было для того, чтобы переизбраться в 1980 году. Эффектное освобождение соотечественников сыграло бы на руку в борьбе с серьезным соперником Рональдом Рейганом.
Операция получила название "Орлиный коготь". Чтобы оказать давление на Иран, США 7 апреля 1980 года разорвали дипломатические отношения между странами. Одновременно усилили военную группировку в Персидском заливе, на американские базы в том регионе перебросили дополнительные силы.
Начало операции должно был запустить государственный переворот в Иране, для этого на местах уже были готовы агенты ЦРУ. Три тысячи морских пехотинцев ждали сигнала о вторжении. Но все пошло не по плану.
24 апреля 1980 года спецназ на вертолетах "Сикорски" выдвинулся в Иран. Неожиданно для них началась песчаная буря, пилоты оказались не готовы работать в таких условиях. Летело восемь вертолетов: один из них упал в море, второй заблудился в пустыне, оставшиеся кое-как добрались до цели - заброшенного аэродрома в пустыне Табас.
Надо сказать, что иранцы не подозревали об этой операции, но непрофессионализм американского спецназа погубил все дело. Оказалось, что рядом с точкой высадки проходила автомобильная трасса, о которой не знала разведка. Американцы попытались остановить проезжающие мимо автомобили, чтобы сохранить тайну своего присутствия, но у них это не вышло.
Помимо этого один из вертолетов умудрился столкнуться с прибывшим самолетом-заправщиком "Геркулес". Обе машины взорвались и сгорели, экипажи погибли. Операцию "Орлиный коготь" в таких обстоятельствах пришлось прекратить. Уцелевший спецназ срочно эвакуировали на самолете, а пять вертолетов бросили в пустыне Табас.
Провал операции уничтожил Картера в глазах американских избирателей. Его соперник Рейган активно использовал произошедшее в свой предвыборной кампании. А заложники остались в посольстве.
Бывший в то время президентом Ирана Банисадр писал в своих мемуарах, что была тайная договоренность с Рейганом - отпустить заложников только после выборов в США - которые прошли 4 ноября 1980 года, ровно через год после захвата посольства. Картер до последнего надеялся, что это произойдет раньше, но его надежды не сбылись. Всех заложников выпустили 20 января 1981 года, через сорок минут после того, как вновь избранный президент США Рейган принес присягу во время инаугурации.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем