15 ноября 2024 года в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Московского Кремля откроется выставка "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи", посвященная "эпохе дворских бурь", начавшейся после смерти Петра I.
В масштабном выставочном проекте принимают участие 14 крупнейших музеев, архивов и библиотек Москвы и Санкт-Петербурга, предоставивших 260 экспонатов.
5 (16) февраля 1722 года император Петр Великий подписал чрезвычайно важный для судеб всех подданных государства Российского документ. Петровский "Устав. - О наследии престола" в одночасье отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам правящего государя по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ гласил: "дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство" (Полное собрание законов Российской империи. Т.VI. №3893). Указ стал триггером начала бурной эпохи дворцовых переворотов (авторство этого термина принадлежит выдающемуся дореволюционному историку Василию Осиповичу Ключевскому).
Поскольку сам Петр скончался, не успев назначить наследника, после его смерти вопрос о престолонаследии остался открытым и фактически был отдан на волю случая. У противоборствующих придворных группировок оказались развязаны руки: каждая из них стремилась возвести на престол именно своего кандидата.
Максимилиан Волошин в поэме "Россия" (1924) писал о том, что произошло после смерти Петра Великого:
- Зажатое в державном кулаке
- Зверьё Петра кидается на волю:
- Царица из солдатских портомой,
- Волк - Меншиков, стервятник - Ягужинский,
- Лиса - Толстой, куница - Остерман -
- Клыками рвут российское наследство.
- Пётр написал коснеющей рукой:
- "Отдайте всё…" Судьба же дописала:
- "…распутным бабам с хахалями их".
В итоге с помощью двух полков лейб-гвардии, Преображенского и Семеновского, на императорский престол взошла вдова Петра Великого императрица Екатерина I - первая женщина на российском троне. В дальнейшем именно поддержка офицеров и солдат лейб-гвардии стала решающим фактором в битве за власть, определяющим ее исход. В течение нескольких десятилетий переход высшей государственной власти в Российской империи происходил не по освященному вековой традицией праву первородства, а путем совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов. Власть передавалась либо путем угрозы применения силы, либо насильственным путем:
28 января (8 февраля) 1725 года - возведение партией князя Меншикова на престол Екатерины I, поддержанной полками лейб-гвардии.
Май 1727 года - Верховный тайный совет передает престол Петру II в обход иных претендентов, прежде всего, дочери Петра Великого цесаревны Елизаветы Петровны.
Сентябрь 1727 года - свержение "полудержавного властелина" генералиссимуса князя Меншикова.
1730 год - престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие.
1740 год - свержение герцога Бирона группировкой генерал-фельдмаршала графа Миниха.
25 ноября (6 декабря) 1741 года - возведение на престол Елизаветы Петровны, свержение с престола Ивана VI и его регента Анны Леопольдовны.
28 июня (9 июля) 1762 года - возведение на престол Екатерины II и убийство Петра III.
Популярная юмористическая книга "Всемирная история, обработанная "Сатириконом"", изданная в 1910 году, с нескрываемым сарказмом описывала повседневную жизнь русских вельмож эпохи дворцовых переворотов: "Вельможи делились на две партии: 1) ссылающих и 2) ссылаемых в Сибирь. Очень часто в одну ночь ссылающие переходили в партию ссылаемых и наоборот. Меншиков ссылал, ссылал, пока нечаянно не был сослан в Сибирь Долгорукими. Долгоруких сослал в страну, куда Макар телят не гоняет, Бирон. Бирона сослал Миних, хотя он сам был немец. Миниха сослал Лесток. Лестока сослал перешедший из партии ссылаемых в партию ссылающих Бестужев-Рюмин.
У самых сильных вельмож чемоданы были постоянно завязаны, на случай неожиданной ссылки. Летом в самую сильную жару шубы и валенки в домах временщиков не прятались далеко.
- В Сибири и летом холодно! - говорили вельможи.
Сделавшись временщиком, сановник старался как можно больше ссылать в Сибирь народу. Делалось это не от злости, а от практичности ума. Каждый временщик думал: "Чем больше сошлю в Сибирь вельмож, тем веселее мне потом будет". Так понемногу стала заселяться Сибирь. Пионерами в Сибири оказались временщики, что дало повод тогдашним острякам острить:
- Как видите, и временщики могут на что-нибудь пригодиться…"
Уже после победы Великой октябрьской революции Владимир Ильич Ленин с так называемых марксистских позиций объяснил относительную легкость дворцовых переворотов "безумного и мудрого" XVIII века: "Возьмите старое крепостническое дворянское общество, там перевороты были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой".
Хотя между сарказмом авторов "Сатирикона" и ленинской назидательностью пролегли "дистанции огромного размера", есть нечто такое, что объединяет эти различные трактовки с концепцией открывшейся выставки - это интерес к судьбам людей, которые либо совершали дворцовые перевороты, либо становились их жертвами. Выставка в Музеях Московского Кремля сознательно делает акцент на исторических персонах, являвшихся создателями и вдохновителями переворотов.
Камерная выставка буквально перенасыщена раритетами. Перед каждым из них хочется стоять подолгу, внимательно рассматривая живописные полотна, великолепные гравюры, холодное и огнестрельное оружие, гвардейские мундиры и императорские короны. Тщательно подобранные и эффектно представленные экспонаты отражают дворцовые интриги с участием князя Меншикова, графа Остермана и клана князей Долгоруких, которые возвели на престол Екатерину I и Петра II. Другие части выставки посвящены правлению Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II и Павла I - все эти правители государства Российского опирались на разные аристократические кланы и имели своих фаворитов.
Мы видим небольшие жетоны и великолепные золотые медали в честь восшествия на престол, а также монеты, часть из которых была переделана из денежных знаков, созданных при правлении свергнутого предшественника, например, представленный в экспозиции серебряный рубль Елизаветы Петровны, перечеканенный из рубля Ивана Антоновича.
Любители исторических сериалов получили уникальную возможность собственными глазами увидеть, как выглядели первостепенные и второстепенные исторические персонажи, в этих костюмных сериалах представленные, какими предметами материальной культуры они пользовались и какие документы после себя оставили.
На выставке экспонируются такие важные исторические документы как петровский Устав о наследии престола 1722 года, Завещание ("Тестамент") императрицы Екатерины I 1727 года, "Кондиции" императрицы Анны Иоанновны 1730 года, "Цифирную" таблицу - ключ для расшифровки секретной переписки 1744 года и, наконец, Акт о престолонаследии, лично зачитанный и обнародованный императором Павлом I в день своей коронации 5 (16) апреля 1797 года.
Закономерный вывод, к которому приходишь, посетив чрезвычайно познавательную, зрелищную и назидательную выставку, заключается в следующем: начиная с Петра, практически перед всеми самодержавными монархами императорского периода истории государства Российского стояла первостепенная задача - как заблаговременно обеспечить плавную передачу верховной власти своему легитимному преемнику. Задача не была решена - и в России началась эпоха дворцовых переворотов.
Выставка продлится с 15 ноября 2024 года по 23 февраля 2025 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем