Адмирал Александр Васильевич Колчак (1874-1920) - ученый-океанограф, полярный исследователь, член-корреспондент Петербургской Академии наук, флотоводец и участник Русско-японской и Первой мировой войн более всего известен как руководитель Белого движения и Верховный правитель России в годы Гражданской войны.
Оценка его жизни и творчества - по сей день острая тема для научных и общественно-политических дискуссий. Для одних Колчак - "Белый рыцарь" и патриот, для других палач и англо-американский шпион.
К 150-летию со дня его рождения "Родина" дает слово и тем, и другим.
Отрывки из текстов публикуются на правах цитирования.
1916 ГОД
Елена Лакиер (1899 - после 1967) - студентка Одесской консерватории и переводчица, в эмиграции жила во Франции.
21 апреля (4 мая) 1916 г. Пятница. Теперь командует Черноморским флотом адмирал Колчак; весь флот его обожает. Про него пишут в газетах, что весь он - энергия, огонь, ртуть. В каком-то журнале появился его портрет, с двустишием следующего содержания:
- Тебя, как первую любовь,
- России сердце не забудет!
1917 ГОД
Михаил Богословский (1867-1929) - историк, профессор Московского университета.
16 (29) мая 1917 г. Вторник. Новая тревога: в Севастополе столкновение между главнокомандующим Черноморским флотом адмиралом Колчаком и Советом рабочих и солдатских депутатов. Адмирал - гордость русского флота - просит об отставке! За последнее время мелькала надежда, что Черноморский флот будет зерном, из которого вырастет дисциплина в армии. Никогда Русская земля не терзалась так, как сейчас терзается, на границе бездны и позора.
1918 ГОД
Ольга Сиверс (урожденная Данилова) (1867-1951) - общественный деятель, графиня, эмигрировала во Францию.
4 июля 1918 г. Когда зашел разговор о бывшем командующем Черноморским флотом, адмирале Колчаке, то я высказала предположение, что этот адмирал был популярен между матросами и что, вероятно, ему обязаны тем, что Черноморский флот держался в порядке гораздо дольше Балтийского. На это мне ответили, что я очень ошибаюсь, никакого влияния на матросов Колчак не имел, в особенности после революции. Я на это возразила, что, конечно, о Колчаке судить не могу, но думаю, что в революционный период одни мерзавцы, потакающие низменным, жестоким инстинктам озверелых людей, могут иметь влияние, и только самое пагубное.
Иосиф Ильин (1885-1981) - полковник, участник Первой мировой и Гражданской войн, мемуарист, отец известной писательницы реэмигрантки Натальи Ильиной, в эмиграции жил в Маньчжурии и Швейцарии.
21 октября 1918 г. Омск. Адмирал Колчак живет на Фабричной улице, N 6. Не было еще 9 часов, когда я пошел. Застал Колчака и явился ему. Он на меня произвел неотразимое впечатление. Видно, что это в полном смысле рыцарь. Он сразу же дал мне поручение. После этого Колчак отправился на совещание. Я спросил его, будет ли он военно-морским министром, но он сказал, что согласия своего еще не дал.
Говорит Колчак отрывисто, коротко, в его лице столько благородства и мужества. На этого человека можно положиться. Пошел от него окрыленный и уверенный, что все будет хорошо.
Алексей Будберг (1869-1945) - генерал-лейтенант, управляющий военным министерством в правительстве А.В. Колчака.
2 ноября 1918 г. Из Омска сообщают из агентурных источников, что прибывший туда Колчак при помощи офицерских организаций устроил там какой-то переворот, сместил всех министров и объявил себя диктатором. Если это верно, то из того, что он показал здесь, очевидно, что это будет очень скверный диктатор - для диктатуры одной импульсивности и вспыльчивой решительности очень недостаточно.
20 ноября 1918 г. Агентура из Омска сообщает, что переворот был произведен правыми военными организациями и что правительство согласилось признать совершившийся факт, из боязни кровопролития. Директория арестована; Колчак произведен правительством в адмиралы (смешно и неудачно) и назначен Верховным Главнокомандующим.
Местные защитники адмирала кричат, что имя его известно всей России и способно всех объединить; опять аберрация при употреблении выражения "вся Россия", очень любимого, но совершенно неверного; вся Россия знала только Царя; отдельных же лиц знала интеллигенция, читающая газеты публика и только. Во время войны кричали, что вся Россия знает Брусилова, Корнилова и пр., но это было не верно, т. к. половина солдат не знала, кто они такие, и Корнилов сделался общеизвестен только после своего выступления, да и то как какой-то страшный жупел реакции и отнятия у товарищей всех их вольностей.
Для той России, которую надо привлечь на свою сторону и без которой нельзя восстановить всю Россию, имя адмирала Колчака такой же пустой звук, как и сотни иных более громких имен.
Очень печально слияние в одном лице Верховной власти и Верховного Командования; одно гипертрофируется в ущерб другому или на оба не хватит мозгов, нервов и энергии; ведь все равно быть Верховным Главнокомандующим в настоящем значении этого слова Колчак не может, и получится, что тот, кого он изберет начальником штаба, будет безответственным распорядителем.
Иосиф Ильин
18 декабря 1918 г. Омск. Среда. Становится страшно. Страшно за Колчака. Он окружен бог знает кем. Сукины, Гинсы, Михайловы - все главным образом заняты собой, своими делами и своими рецептами спасения. Ни у кого нет главного: жертвенности и чувства долга. Это только у одного Колчака, но что он может сделать?..
Николай Устрялов (1890-1937) - философ, общественно-политический деятель, идеолог "сменовеховства" и национал-большевизма.
24-26 декабря 1918 г. Пермь. Светлый Праздник. Был на улицах, в университете. Везде радуются. Освобождение, большевиков нет, все окончательно изгнаны, налаживается жизнь. Нужно время, конечно, но, судя по всему, - наладится!.. В университете жадно обсуждают будущее: что-то там в Омске!.. По улицам расклеено объявление начальника дивизии, взявшей Пермь: "24 декабря город Пермь взят войсками Всероссийского Верховного Правителя Адмирала Колчака". По улицам мелькают офицеры в погонах!!! Движение, возбуждение праздника.
Пермь сейчас - счастливейший из городов русских, и теперь уже не придет в голову завидовать К. в его саратовском бытии. Сразу освободились и материально, и, главное, духовно. Вот узнаем, что такое "сибирское правительство" и Колчак, - пока лишь смутно знали о них. Судя по ненависти большевиков к "сибирскому царю Калчаку", он значительно более опасный противник, нежели добрые Авксентьевы да болтуны Черновы. Вчера по городу было расклеено воззвание с истерическими выкриками против него, но вместе со злобой в каждой строчке этого воззвания чувствовалась боязнь... о, какая боязнь!
1919 ГОД
Иосиф Ильин
6 января 1919 г. Колчак слишком конституционен, он не хочет быть даже в важнейших решениях единоличным, он не хочет проявлять власть, которой облечен и которая принадлежит ему, чтобы не казаться самому себе узурпатором. И вот выходит, что вместо того, чтобы заставить всю эту интригующую свору просто бояться и выполнять приказания, он с ними советуется и их слушает, полагая, что это честные, разумные и государственные люди.
7 января. Что может сделать бедный Колчак? Та же история, пожалуй, что и с Государем Императором - и все же ничего сделать нельзя.
Владимир Короленко (1853-1921) - писатель.
24 апреля 1919 г. Большевизм укрепляется. Теперь это в военном отношении самая сильная партия, и России, очевидно, суждено пережить внутренний кризис под флагом большевистского правительства. Оно есть существующий факт. Теперь ему противостоит только какой-то загадочный для меня сибирский Колчак, бывший адмирал, противостоящий Красной Армии на Восточном фронте. Что за фигура эта бывший адмирал, что противопоставляет он заманчивым для масс лозунгам большевизма - я не знаю. Знаю пока, что он расстрелял несколько меньшевиков, в том числе бывшего нашего сотрудника по "Русскому Богатству" - Майского .
Николай Устрялов
21 июля. Омск. 8 ч. вечера. "Диктатор"... Я всматривался в него вчера, вслушивался в каждое его слово... Трезвый, нервный ум, чуткий, усложненный. Благородство, величайшая простота, отсутствие всякой позы, фразы, аффектированности. Думается, нет в нем тех отрицательных для обыкновенного человека, но простительных для гения свойств, которыми был богат Наполеон. Видимо, лозунг "цель оправдывает средства" ему слишком чужд, органически неприемлем, хотя умом, быть может, он и сознает все его значение. В этом отношении величайший человек современности (тоже к гордости нашей русской) Ленин является ему живым и разительным контрастом.
Говоря о том, что союзники не хотят помочь России стать снова великой, он прибавил вчера: "Это мое мнение... Но ведь иногда приходится руководствоваться не внутренними убеждениями, а интересами государства... Политика в смысле попыток привлечения помощи союзников будет продолжаться..." Чувствовалось, что он лично считал бы нужным более независимый, самостоятельный тон в разговорах с союзниками. Но... он поддается доводам советников. То же в вопросе с Семеновым. "Разве я держал бы себя так во всей этой истории с Семеновым?"...
Что это? Излишняя искренность "абсолютно честного человека"? Недостаточная напряженность воли? Ни того, ни другого свойства не было у Наполеона, нет у Ленина. Дай бог, чтобы оба эти свойства не помешали их обладателю стать "историческим человеком". А может быть, я ошибаюсь... Но не скрою - не столь историческим величием, сколько дыханием исключительной нравственной чистоты веяло от слов Верховного Правителя и всей его личности. Конечно, трудно судить современникам. Исторических людей создают не только их собственные характеры, но и окружающие обстоятельства.
Но я боюсь - слишком честен, слишком тонок, слишком "хрупок" адмирал Колчак для "героя" истории.
Филипп Голиков (1900-1980) - советский военачальник, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, маршал СССР.
27 июня 1919 г. Прислужники Колчака говорят, что мы, красные солдаты, несем стране порабощение. Но мы заявляем: возврата к старому быть не может.
Хозяином земли русской, по мнению белых, должно быть только Учредительное собрание. "Каждый день несет победу нам, - утверждают они, - и поражение вам - красным".
Для обмана темного, малосознательного люда сочинены эти лживые строки. Ибо кто не знает, что уже давно Сибирь охвачена пламенем народного восстания против власти помещиков и генералов.
23 августа. Село Тугулым. Душу вкладываю в свои слова, объясняю про Гражданскую войну, про колчаковщину. Мужики согласно кивают головами. Что такое Колчак, они знают, испытали на собственном горбу. Но и к Советам еще относятся с опаской, помнят ошибки, допускавшиеся на местах в восемнадцатом году.
От нас, от нашего поведения зависит, пойдет ли за Советами крестьянская сермяжная Сибирь.
26 августа. Хочется написать о Елизавете Петровне Ковригиной.
Сама рассказывала мне о расстрелах красноармейцев, которых белые захватили в июле восемнадцатого года на станции Тугулым, об огромных налогах на крестьянство, о том, как пьянствовали и развратничали офицеры. А попы в церквах прославляли Колчака и молились о ниспослании ему победы.
12 ноября. Село Плетневское. Крестьянство здесь в большинстве своем крепкое, зажиточное. Но и ему Колчак что кость в глотке. Мужики, натерпевшиеся от белогвардейцев, встречают Красную Армию приветливо, с хлебом и солью. Кормят-поят нашего брата от души, ничего не жалеют.
Иосиф Ильин
3 декабря 1919 г. Дитерихс заговорил проникновенным тихим голосом о том, что он уезжает от этого безобразия, что Колчак прохвост и хлыщ, что с ним ничего нельзя делать, а что если Россия и будет спасена, то лишь Михаилом, тут он несколько помолчал и добавил: "Я составляю список всех тех, кто будет участвовать в спасении, - включу и вас, полковник".
Было что-то совершенно ненормальное во всем этом, а между тем передо мной сидел Дитерихс, в этом не было никакого сомнения.
"Сейчас я, вероятно, проеду в Верхнеудинск и там, может быть, буду формировать новые части - деньги мне отпущены, а если не удастся, уйду в сопки..."
Дитерихс встал и протянул мне руку. Не знаю, что и думать, но ясно одно - что Колчака так бранить подло, и если Дитерихс и сумасшедший, то гаденький сумасшедший. А главное, Колчак снабдил его и деньгами, и дал возможность ехать куда угодно.
1920 ГОД
Никита Окунев (1868-1936) - московский служащий, мемуарист.
9 марта 1920 г. Занят красными войсками Иркутск, и оказалось, что пред их вступлением временный революционный комитет расстрелял Колчака. Бедный Колчак! Так и не удалось ему быть русским Наполеоном, да и видно теперь, что Наполеоны могли быть только в наполеоновские времена. Вечная ему память!
- 1. Иван Иванович Сукин (1890-1958) - управляющий делами министерства иностранных дел.
- 2. Георгий Константинович Гинс (1887-1971) - философ, социолог, министр и главноуправляющий делами Верховного правителя и Совета министров в Омске.
- 3. Иван Адрианович Михайлов (1891-1946) - общественно-политический деятель и экономист. В 1918-1919 гг. - министр финансов правительств в Сибири. За свое существенное влияние на государственную политику, проводимую от имени Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака, получил прозвища Серый кардинал Омского правительства и Ванька-Каин.
- 4. Авксентьев Николай Дмитриевич (1878-1943) - общественно-политический деятель, революционер, руководитель партии эсеров. В сентябре 1918 г. был избран председателем Государственного совещания в Уфе и возглавил созданное на нем Временное Всероссийское правительство ("Уфимскую Директорию"), объединившее разрозненные антибольшевистские правительства России. В Омске в ночь на 18 ноября 1918 г. был арестован вместе с А.А. Аргуновым, В.М. Зензиновым и Е.Ф. Роговским и 20 ноября принудительно выслан за границу.
- 5. В. Майский - псевдоним И.М. Ляховецкого (1884-1975), сотрудник "Русского Богатства", не был расстрелян А.В. Колчаком. В 1918 г. В. Майский - министр труда в правительстве Самарского Комуча. С 1921 г. он член ВКП (б).
- 6. Многочисленные конфликты, связанные с грабежами поездов и сепаратизмом семеновцев.
- 7. Дитерихс (Дидерихс) Михаил Константинович (1874-1937) - генерал-лейтенант, участник Русско-японской и Первой мировой войн. Один из руководителей Белого движения на востоке России. С января 1919 г. - начальник штаба русских войск Западного фронта; в июне-ноябре - главнокомандующий армиями Восточного фронта; одновременно в июле - командующий Сибирской армией, а в августе-октябре - начальник штаба Верховного главнокомандующего и военный министр правительства А.В. Колчака. Правитель Приамурского земского края, "воевода Земской рати" (1922). Эмигрировал в Китай.
- 8. Ныне Улан-Удэ.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем