издается с 1879Купить журнал

Царь Федор Алексеевич: уничтожил местничество, закрепил объединение Левобережной Украины с Россией

22 ноября 2024

Биографическая справка. Федор Алексеевич (1661-1682), русский царь с 1676 года. Сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. Ученик богослова, писателя и поэта Симеона Полоцкого. Получил прекрасное образование, знал латынь и свободно говорил по-польски. Любил книги и собрал обширную нотную библиотеку. При нем введено подворное обложение, в 1682 году уничтожено местничество; закреплено объединение Левобережной Украины с Россией.

Царь Федор Алексеевич. В.П. Верещагин. История Государства Российского в изображениях державных его правителей.

В.П. Верещагин. История Государства Российского в изображениях державных его правителей.

Спор между дворянами

Царь Федор Алексеевич взошел на престол в возрасте 15 лет, а скончался, когда ему исполнился 21 год. Он правил всего лишь шесть лет, но за этот чрезвычайно короткий по меркам большого исторического времени срок успел уничтожить местничество - страшное зло, в дни войны и мира мешавшее ритмичной работе государственного аппарата.

Начиная с рубежа XIV - XV веков все назначения на ключевые посты в военной, административной и придворной службе осуществлялись с учетом происхождения и служебного положения предков того или иного претендента. И лишь при прочих равных условиях в самую последнюю очередь рассматривались личные заслуги и способности самого претендента на вакантную должность.

Возникновение, формирование и развитие местничества шло параллельно с укреплением централизованного государства Российского. Без местничества невозможно было обойтись, пока шел растянутый во времени и пространстве мучительный и противоречивый процесс слияния в единое целое бывших самостоятельных удельных княжеств. До тех пор, пока продолжался процесс формирования единого централизованного государства, местничество играло очень важную позитивную политическую роль.

Во-первых, оно было эффективным противоядием против центробежных тенденций, свойственных потомкам бывших удельных князей, помогая соотносить между собой их родовитость и заслуги перед государством Российским. При этом верховным арбитром в их местнических спорах всегда выступал государь и подконтрольные ему институты. Во-вторых - местничество, препятствуя забвению заслуг предков, было своеобразной формой сохранения исторической памяти. Однако, когда лоскутья бывших удельных княжеств были объединены в единое целое и крепко сшиты между собой, маятник качнулся в противоположную сторону. Ни единому государству Российскому, в результате колоссальных издержек пережившему и изжившему Смуту, ни Дому Романовых, утвердившемуся на царском престоле, местничество больше не было нужно. Перед государством Российским стояла важная задача - обезопасить свои границы и вернуть ранее утраченные пограничные территории, что было невозможно без активного ведения боевых действий. В новых исторических условиях местничество превратилось в непреодолимый тормоз решения назревших геополитических задач.

Детская писательница Александра Иосифовна Ишимова наглядно живописала, к каким необратимым и печальным последствиям приводила эта порочная система распределения важных государственных мест, изначально чреватая конфликтными ситуациями.

"Местничество - означает спор между дворянами о том, чьи предки были знатнее и древнее родом. Этот спор приносил много зла, сея раздоры между спесивыми боярами нашей старинной России. Например, если случалось, что чей-нибудь знатный внук или правнук поступал на службу под началом такого человека, предки которого были менее знатны, то этот гордый потомок важного дедушки ни за что не хотел исполнять приказаний своего начальника и не хотел служить с ним, даже если бы за это его казнили. Можно представить себе, как часто это случалось и как много было таких споров. Для их разбора было учреждено особенное присутственное место, которое называлось Разрядным приказом".

Вековая традиция

Разрядный приказ (Разряд) - центральное государственное учреждение в государстве Российском, ведавшее всеми находящимися на военной службе людьми, военным управлением, а также южными районами страны. Разрядный приказ существовал с середины XVI века до ликвидации его Петром I в 1711 году. Разрядный приказ совмещал в себе функции современных Главного управления кадров Министерства обороны и Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба. Во время военных действий верховная власть через Разряд осуществляла руководство вооруженными силами. Разрядный приказ распределял служилых людей по полкам, назначал воевод и их помощников, обеспечивал государевых служащих земельным и денежным жалованьем.

В годы правления царя Федора Алексеевича государство Российское вело войну с Турцией и Крымским ханством из-за Украины. Стране нужно было решать неотложную геополитическую задачу, а в это время Разрядному приказу приходилось постоянно улаживать непримиримые местнические споры претендентов на высшие должности.

Ишимова, с нескрываемой печалью, повествует о колоссальных и неконтролируемых издержках местничества:

"Можно себе представить, сколько беспорядков происходило в государстве от таких безрассудных споров и сколько времени терялось на их разбирательство! Случалось, что из-за них в военное время проигрывали сражения, что воеводы, считавшие себя обиженными, отказывались идти на защиту Отечества; одним словом, нельзя пересчитать всего зла, какое причинял этот странный предрассудок. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович старались уничтожить его постепенно, но честь его совершенного уничтожения принадлежит Федору Алексеевичу…"

Царь Федор Алексеевич. Репродукции литографии П. Бореля. Государственный Исторический музей. Фото: РИА Новости

По желанию царя Боярская дума приняла решение об отмене местничества, одобренное Земским собором. Все разрядные книги, в которых были записаны все ранее существовавшие "разряды", то есть должности и их персональные обладатели, были собраны вместе и сожжены. Историку остается лишь сожалеть об исчезновении бесценного исторического источника. Однако полного исчезновения исторической памяти не произошло. Все старые боярские роды были переписаны в специальные столбцы-родословцы, чтобы их заслуги не были забыты потомками. Так возникло так называемое столбовое дворянство.

Дореволюционные историки, безусловно одобряя уничтожение местничества, обстоятельно повествуют о том, с какими колоссальными затратами времени, эмоций, материальных и людских ресурсов была сопряжена вековая традиция местничества, вошедшая в плоть и кровь россиян. Сергей Михайлович Соловьев написал об этом так:

"Тут никакие приказания и наказания не помогали: человек не шел на службу, потому что боялся больше всего своим понижением понизить целый свой род, всех своих родственников, от которых ему житья бы тогда не было; после, при новых назначениях на службу, родственники того, кому уступлено было высшее место, стали бы говорить им: вы ниже нас; ваш родственник тогда-то занимал низшее место перед нашим родственником. Такой разбор родством и прежними назначениями на службу называли местничеством. Местничались воеводы по полкам, по городам, местничались царедворцы в придворных церемониях, например: приглашаются знатные люди к государю на обед; помолились, государь садится за стол, и вдруг кто-нибудь из приглашенных обращается к нему с просьбою, что ему нельзя сидеть ниже такого-то; другие говорят ему, что можно, государь сердится, - а тот стоит, не садится за стол; его начинают сажать насильно, не садится, спустится под стол, а не сядет. Женщины местничались за столом у царицы. Но понятно, что вреднее всего было местничество военной службе: неприятель на границах, нужно выступать скорее в поход, сделаны назначения, кому быть в каких полках воеводами, а тут со всех сторон просьбы: "Мне нельзя быть вместе с таким-то, мне нельзя быть вместе с таким-то". Нужно разбирать, справедливы ли просьбы, и когда окажется, что справедливы, то надобно все переменять, делать новые назначения; на способности нельзя было тут смотреть, лишь бы подобрать воевод так, чтоб выступили в поход без отговорок".

Уничтожив местничество, царь Федор Алексеевич дал мощный импульс для ускорения развития российской государственности за счет восходящей социальной мобильности людей талантливых, энергичных, мотивированных на службу государю и государству, но не имевших знатной родословной. Эта тенденция особенно ярко проявилась в годы правления Петра I и Екатерины II. Без отмены местничества не могли бы появиться и реализовать себя на службе ни "птенцы гнезда Петрова", ни "Екатерининские орлы". Поэтому правление царя Федора Алексеевича есть очень важное звено, которое связывает между собой постепенные государственные преобразования его предшественников из Дома Романовых с грандиозными реформами Петра, сломавшими вековой уклад Московского государства и положившими начало насильственной европеизации России. В этом историческом контексте непродолжительное царствование царя Федора Алексеевича оценивается современными историками как нереализованная возможность эволюционного развития государства Российского - историческая альтернатива, как утверждает Дмитрий Михайлович Володихин, "оглушительной, страшной, костоломной европеизации Петра Великого". И этого вполне достаточно, чтобы не только сохранить имя царя от забвения, но и навсегда вписать его в список наиболее почитаемых правителей России.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться