В здании Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, 12 в залах первого этажа открылся беспрецедентный проект - крупнейшая монографическая выставка Виктора Ефимовича Попкова (1932-1974). Он был одним из ведущих мастеров, определивших облик отечественного искусства второй половины ХХ века.
"Мы шли долго к этому дню - дню открытия выставки, посвященной творчеству Попкова. Напомню: в 2001 году мы уже делали большую выставку "Виктор Попков" на ул. Крымский Вал. Тогда еще была жива мать художника, которая присутствовала на открытии выставки. Но такой масштабной экспозиции еще не было… Жизнь Попкова трагически оборвалась, когда ему было всего лишь 42 года. Но за 15 лет своей творческой деятельности он сделал колоссально много", - отметила на открытии экспозиции заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
На выставке представлено 181 произведение художника из 12 музеев. Помимо Третьяковской галереи, Русского музея и музея-заповедника Абрамцево в проекте приняли участие музеи Архангельска, Кемерово, Ульяновска и другие. Так что собрать экспонаты для экспозиции было непросто даже с логистической точки зрения. Творческое наследие Виктора Попкова было "рассеяно" по всей стране. Кроме музеев в выставке участвуют 7 частных собраний. Многие работы были предоставлены семьей художника. Третьяковская галерея выразила огромную благодарность сыну Попкова - Алексею Викторовичу и его племяннику Юрию, сохранившим семейный архив в идеальном состоянии.
Попков получал образование как график, но стал выдающимся живописцем. Тем не менее, графика сопровождала его всю жизнь. Поэтому кураторы проекта решили представить графические работы художника наравне с живописными полотнами. Тем более, что графика Попкова экспонируется довольно редко.
Пространство выставочных залов разделено, по задумке архитектора проекта Алексея Подкидышева, на несколько крупных разделов. В каждом из них есть центральное произведение, как будто дающее тематически-экзистенциальный толчок для появления других работ художника на эту же тему. Первый раздел открывают, конечно, "Строители Братска" (1960-1961) - картина, прославившая Виктора Попкова как мастера "сурового стиля". Соответственно, весь "возглавляемый" этой работой раздел посвящен возведению Братской ГЭС и другим крупным стройкам. На своих полотнах Попков смог отразить энтузиазм первых строителей, их радости и тревоги. Они изображены и во время работы ("Весна в депо", 1958), и в минуты отдыха ("Бригада отдыхает", 1962-1965). Виктор Ефимович прекрасно слышал "музыку времени". Это понимаешь при первом же взгляде на его картины того периода. Среди них особенно выделяется полотно под названием "Тревожно" (1963), в котором удивительным образом слышны отголоски недавно отгремевшего Карибского кризиса.
Следующий раздел посвящен темам для художника личным, интимным. Он сформирован вокруг таких картин, как "Двое" (1966), "Семья Болотовых" (1968) и "Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)" (1966). В разделе представлены произведения, посвященные взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.
Цикл картин "Мезенские вдовы" (1960-е) выделен в отдельный раздел выставки. Через скорбное повествование о старухах, доживающих в одиночестве свой век, Попков рассказал о запустении северных селений. Его вдовий цикл стал важным элементом сохранения памяти. Логично из нее "вытекает" еще одна краеугольная для Попкова тема - переживание трагедии Великой Отечественной войны и проблема исторической правды. Здесь программной стала картина "Шинель отца" (1970-1972) из собрания Третьяковской галереи. Виктор Попков обладал уникальной способностью частное превращать в общее. Так он раздвинул рамки личных воспоминаний о погибшем во время Великой Отечественной войны отце и создал полотно о живой связи поколений, материальным воплощением которой стала та самая солдатская шинель.
Почти в самом конце выставки выстроена своеобразная ротонда, на которой расположена одна из последних картин художника "Хороший человек была бабка Анисья" (1971-1973). Это глубочайшее произведение стало своеобразным духовным завещанием Попкова, подведением его творческих итогов. Рядом с законченной картиной представлен ее эскиз. Если присмотреться, то некоторые детали довольно принципиально отличаются и на эскизе выглядят даже более убедительно. Взять, например, грустную игрушечную лошадку или венский стул, который на большом полотне превратился в табуретку.
Последней же работой Виктора Попкова стала картина "Осенние дожди. (А.С. Пушкин)" (1974). Она же завершает и выставку. Художник всегда чувствовал некую связь с великим поэтом. И зная, как трагически оборвалась жизнь Виктора Ефимовича, эта картина "звучит" как некое мрачное пророчество.
Помимо главных разделов на выставке есть еще более камерные, посвященные редко экспонируемым пейзажам Попкова, его ранним линогравюрам из серии "Транспорт" (1958), крупноформатным гуашам из "целинного" цикла, карандашным и акварельным интерьерам, а также натурным этюдам из многочисленных поездок по стране.
Татьяна Карпова призналась: "Мы очень волновались, когда готовили эту выставку. У нас были разного рода волнения. Удастся ли нам сказать что-то новое, не опаздываем ли мы с этой выставкой. Помнят ли еще этого художника, будет ли интересно нашему зрителю. Надеемся, наши опасения окажутся напрасными. Мы старались нашу выставку не перегрузить. Хотели, чтобы в зале было просторно". Опасения, действительно, оказались напрасными. Выставка получилась замечательной, не перегруженной, а, наоборот, полной "воздуха". А Виктор Попков показан как ищущий, меняющийся, но вместе с тем абсолютно в этом органичный, цельный живописец, каким он и был.
Кстати, на первый взгляд неочевидно, но многое его связывает с передвижниками, выставка которых открыта здесь же, этажом выше. Как и они, Попков стремился к искренности, хотел "сказать слово" о своем времени и искал ответы на вопросы жизни.
Монографическая выставка Виктора Ефимовича Попкова будет открыта до 11 мая 2025 года.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем