Жизнь и судьба князя Андрея Юрьевича Боголюбского - это наглядный пример того, какую высокую цену приходится платить правителю за социальное экспериментирование и стремление резко изменить как сам принцип государственного управления, так и вектор развития вверенной его управлению державы.
Биографическая справка
Андрей Боголюбский (около 1111-1174), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. В 1169 году завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции - укрепленном княжеском замке Боголюбово.
Князь, который не любил войны
Государственный историограф Николай Михайлович Карамзин причисляет Андрея Боголюбского к числу тех правителей, которые "старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны, и Россия в течение двух веков терзала собственные недра, пила слезы и кровь собственную". Ему довелось жить в ту печальную эпоху, когда государству Российскому не давали покоя княжеские усобицы, развивавшие в князьях воинское удальство, но мешавшие заняться обустройством подвластных им территорий. "Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей особенностями своего личного характера и своих политических отношений", - так пишет о нем выдающийся дореволюционный историк Василий Осипович Ключевский. Князь в боевой удали не уступал своим соперникам в борьбе за власть: "любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем".
Однако Андрей Боголюбский был наделен редким умением - "быстро отрезвляться от воинственного опьянения", - которого не было у других князей, его современников. "Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и. всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом. Южнорусский летописец с удивлением отмечает в нем эту черту характера, говоря: "Не величав был Андрей на ратный чин, т.е. не любил величаться боевой доблестью, но ждал похвалы лишь от бога". Точно так же Андрей совсем не разделял страсти своего отца к Киеву, был вполне равнодушен к матери городов русских и ко всей южной Руси".
"Да и кто не полюбит киевского княжения?"
Современники не могли понять, как объяснить нелюбовь Андрея Боголюбского к Киеву и его нежелание по-прежнему соединять сан великого князя с занятием киевского стола (престола) и постоянным личным пребыванием в Киеве. Летописец зафиксировал и донес до нас высочайшую степень недоумения: "Да и кто не полюбит киевского княжения? Ведь здесь вся честь и слава, и величие, глава всем землям русским Киев; сюда от многих дальних царств стекаются всякие люди и купцы, и всякое добро от всех стран собирается в нем".
То, что психологически не могли понять современники Андрея Боголюбского, спустя семь веков глубоко осмыслил В.О. Ключевский, осознавший тот колоссальный политический переворот в деле управления государством Российским, который осуществил великий князь, отказавшийся занять киевский стол. "Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. …Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. … Со времени этого князя великое княжение, дотоле единое Киевское, разделилось на две части: князь Андрей со своей Северной Русью отделился от Руси Южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей".
Выдающийся дореволюционный историк Сергей Михайлович Соловьев подробно объяснил, к каким серьезным историческим последствиям привел социальный эксперимент, смело осуществленный великим князем в тот судьбоносный исторический момент, когда Андрей Боголюбский не стал переезжать в Киев, а остался во Владимире-на-Клязьме, откуда и начал едино-державно управлять государством.
"Этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей. Это не было перенесение столицы из одного места в другое, потому что на Руси не было единого государя; в ней владел большой княжеский род, единство которого поддерживалось тем, что ни одна линия в нем не имела первенствующего значения и не подчиняла себе другие в государственном смысле, но каждый член рода в свою очередь вследствие старшинства физического имел право быть старшим, главным, великим князем, сидеть на главном столе, в лучшем городе русском - Киеве: отсюда для полноправных князей-родичей отсутствие отдельных волостей, отчин; отчиною для каждого была целая Русская земля; отсюда общность интересов для всех князей, понятие об общей, одинаковой для всех обязанности защищать Русскую землю - эту общую отчину, складывать за нее свои головы; отсюда то явление, что во все продолжение описанных выше княжеских усобиц пределы ни одной волости, ни одного княжества не увеличивались по крайней мере приметно, на счет других, потому что князю не было выгоды увеличивать волость, которой он был только временным владельцем…"
Белокаменные храмы и крепости
Обосновавшись во Владимире, Андрей Юрьевич приступил к грандиозному строительству из белого камня, которое обходилось в десять раз дороже, чем строительство из кирпича. Академик Российской академии художеств, современный российский художник и историк архитектуры Сергей Вольфгангович Заграевский (1964-2020) обстоятельно перечислил все известные нам величественные каменные постройки Андрея Боголюбского:
- 1. Успенский собор во Владимире;
- 2. Успенский собор в Ростове;
- 3. Церковь Спаса во Владимире;
- 4. Церковь Покрова на Нерли;
- 5. Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове;
- 6. Белокаменный дворец в Боголюбове;
- 7. Белокаменная крепость в Боголюбове;
- 8. Большой город-крепость Владимир (приращение периметра валов относительно Мономахова города - около 4400 м);
- 9. Золотые ворота с церковью Ризположения;
- 10. Серебряные ворота.
Хорошо укрепленный белокаменный город Боголюбово под Владимиром, по утверждению академика Заграевского, "находился на исключительно выгодном месте - и в стратегическом, и в экономическом плане (перекресток важнейших торговых путей по Клязьме и Нерли), и это было достаточным основанием для его заложения именно там. Было и дополнительное - символическое - основание, произведшее впечатление на современников: Боголюбов находился на таком же расстоянии от Владимира, как Вышгород от Киева".
Существует две версии происхождения прозвища "Боголюбский", которое получил великий князь Андрей Юрьевич. По одной из них, прозвище было дано по названию города Боголюбова - основной резиденции великого князя. По другой, выдвинутой и обоснованной академиком Заграевским, сам город Боголюбов получил свое название по прозвищу князя, которое было обусловлено древнерусской традицией именования князей "боголюбивыми" и личными качествами князя Андрея Юрьевича, осуществившего масштабное церковное строительство на землях Владимиро-Суздальского княжества.
Первая попытка самодержавия
Утвердив себя в качестве самовластного правителя Владимиро-Суздальского княжества, со временем ставшего ядром формирования государства Российского, великий князь пожелал распространить собственное единодержавие не на одно княжество, а уже на всю Русь - и решительно изменил свое взаимоотношение с другими князьями. "До сих пор младшие смотрели на великого князя только как на старшего в роде, а не как на государя, и потому он должен был обращаться с ними по-родственному, как с братьями только, не требовал безусловного повиновения. Но Андрей начал смотреть на дело иначе…" - утверждает С.М. Соловьев.
С этого поворотного исторического момента во взаимоотношениях великого князя с младшими князьями появилась ранее отсутствующая жесткая иерархическая определенность. Суть своеобразной "революции сверху", осуществленной Андреем Боголюбским, заключалась в том, что великий князь впервые решительно изменил свое обращение со слабейшими, младшими князьями и начал требовать от них безусловного повиновения. С этого судьбоносного момента великий князь "не хочет более довольствоваться только тем, чтоб младшие имели его, как отца, по любви, но хочет, чтоб они безусловно исполняли его приказания, как подданные". Так, по словам С.М. Соловьева, прежние родовые отношения между правителями начали трансформироваться в отношения государственные.
Современники не оценили государственное новаторство Андрея Боголюбского - и великий князь собственной жизнью расплатился за социальный эксперимент, который на несколько веков опередил свое время.
В.О. Ключевский очень точно сформулировал суть трагедии, пережитой великим князем: "Современники готовы были видеть в Андрее проводника новых государственных стремлений. Но его образ действий возбуждает вопрос, руководился ли он достаточно обдуманными началами ответственного самодержавия или только инстинктами самодурства".
Исчерпывающий ответ на этот вопрос - дело будущих исследований.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем