издается с 1879Купить журнал

Легендарное полотно Репина "Иван Грозный и сын его Иван" вернулось в Третьяковку

16 декабря 2024

В "Репинском" зале Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке 16 декабря 2024 года произошло событие исторического масштаба. Спустя шесть с половиной лет реставрации в постоянную экспозицию музея была возвращена картина Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883-1885).

Триумфальное возвращение в зал Третьяковки полотна "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

Якушева Екатерина

Триумфальное возвращение в зал Третьяковки полотна "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года".

Поводов для этого было предостаточно. И пустующий "Репинский зал", так как много работ художника "уехало" на выставку "Передвижники", проходящую параллельно в новом корпусе музея на Кадашевской набережной. И 180-летний юбилей самого Репина. И, наконец, долгожданное завершение сложнейших реставрационных работ, к которым сотрудники Третьяковской галереи вынуждены были прибегнуть после совершенного в мае 2018-го года акта вандализма по отношению к картине. Тогда один из посетителей музея разбил стойкой металлического ограждения защитное стекло картины и этой же стойкой несколько раз ударил по полотну. В результате чего была разрушена рама и поврежден красочный слой.

И это, к сожалению, не единственное в истории нападение на картину. Первый раз полотно в 1913 году повредил 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Он трижды ударил ножом по полотну. В последующей реставрации участвовал сам Илья Репин.

Этому драматическому событию и не только ему посвящена фокус-выставка, которая была организована в зале вокруг вновь экспонирующегося репинского полотна. На ней подробно показаны этапы реставрации, а также история создания и бытования картины - эскизы, этюды, фотографии, письма. В случае с этой конкретной работой Репина такой своеобразный развернутый комментарий к экспонирующемуся полотну не только интересен, но и необходим. Ведь история картины весьма противоречива. Одни эксперты признают "Ивана Грозного и сына его Ивана" вершиной творчества живописца, другие сомневаются в исторической достоверности изображенного сюжета.

В годы создания картины версии о том, что Иван Грозный своего сына не убивал, не существовало. Илья Ефимович вдохновлялся трудами историка Николая Карамзина, вполне убедительно и ярко описавшего сцену убийства в своем знаменитом труде "История государства Российского": "Царь заподозрил царевича в предательстве… острым жезлом сильно ударил царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете и исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" - и кинулся обнимать, целовать его". Современные историки не столь категоричны. И убедительных доводов в пользу невиновности Ивана Грозного довольно много. Но это тема требует отдельного и подробного разговора.

И. Репин. Сапожки царевича. Этюд. 1883 г.
И. Репин. Сапожки царевича. Этюд. 1883 г. Фото: Якушева Екатерина

В любом случае, одно только изображение первого русского царя в момент совершения кровавого убийства стало поводом для жесткого цензурного запрета на экспонирование картины. И наложен он был лично императором Александром III. На открывшейся фокус-выставке под стеклом представлены письма, которые позволят посетителям экспозиции проследить и этот драматический сюжет в истории репинского полотна. Например, официальное письмо Московского обер-полицмейстера А.А. Козлова П.М. Третьякову от 2 апреля 1885 года: "Государь Император Высочайше повелеть соизволил картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван" не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ея публике какими-либо другими способами…". А в противовес ему письмо П.М. Третьякова И.Е. Репину от 11 июля 1885 года, в котором Павел Михайлович сообщает художнику радостную новость, что государь император картину в Галерее выставить все-таки разрешил. Все хорошо, что хорошо кончается.

Так можно сказать и о последней реставрации репинского полотна. Благодаря лучшим в нашей стране реставраторам под руководством талантливого Андрея Голубейко и разработанному ими уникальному оборудованию, не имеющему аналогов в мире, мы сегодня имеем счастливую возможность наблюдать картину во здравии и во всей красе. Причем специалистам удалось не только ликвидировать нанесенный урон, но и, как сообщает пресс-служба, "открыть подлинные цвета, утраченные со временем". Так что полотно Репина стало даже лучше.

Реставраторы не просто восстановили раму, полотно и красочный слой, но и открыли подлинные цвета картины.
Реставраторы не просто восстановили раму, полотно и красочный слой, но и открыли подлинные цвета картины. Фото: Якушева Екатерина

Но чтобы произошедшее в 2018 году не повторилось, отныне картина будет экспонироваться в специально сконструированной климатической антивандальной капсуле. Ее создание стало еще одной удачей специалистов-реставраторов и музея в целом.

Представленный в "Репинском" зале Третьяковской галереей проект символично назван "Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение". И возвращение это прошло поистине триумфально.

Увидеть фокус-выставку можно будет всем посетителям музея в Лаврушинском переулке, 10, стр. 4 вплоть до 2 ноября 2025 года.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться