издается с 1879Купить журнал

Вдохновение и гонорар: четыре работы Ильи Репина

05 августа 2024

Илья Ефимович Репин писал свои картины зачастую по вдохновению: случайная встреча с кем-то или услышанный рассказ могли дать толчок к началу работы. Конечно, к уже прославленныму художнику обращались с заказами, в основном на портреты. Но блестящая карьера живописца сложилась именно благодаря сюжетным работам.

Поленов. Портрет художника Ильи Репина. 1879 г.

Поленов. Портрет художника Ильи Репина. 1879 г.

Бурлаки принесли первую славу

Летом 1869 года Илья Репин, обучавшийся в императорской академии художеств, готовился к конкурсу и писал этюды. Однажды к художнику зашел его знакомый Савицкий и предложил прокатиться на пароходе по Неве. Репин был очарован пейзажами и барышнями, гуляющими по берегу. И вдруг заметил какое-то темное пятно на берегу, которое резко контрастировало с идиллическими картинками летнего дня. Оказалось, что это бурлаки в изорванной грязной одежде тянут за собой барку с грузом. Их образ запал в душу Репина. "Эти промозглые, страшные чудища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды, - писал Репин позднее. - Вот невероятная картина! - кричу я Савицкому, - Никто не поверит!"

Через год он вместе с двумя художниками и младшим братом отправился на Волгу. Целью поездки Репина было написать картину с бурлаками. Много было приключений у этой компании. Их, стриженных почти наголо, "под гребенку", сторонились попутчики на пароходе, принимая за арестантов. В селе Ширяево Репина едва не поколотили, посчитав чуть ли не колдуном или беглым каторжным. Тогда их спасли документы, выданные в академии - на них была большая красивая печать "Императорская академия художеств". Местные жители прочли ее и исполнились к художникам огромного уважения. Там же, на Волге, Репин и повстречал своих персонажей, которых увековечил на полотне "Бурлаки на Волге". Один из них - Канин, особенно впечатлил художника. Встретив его однажды, Репин потом искал новой встречи. И отыскав, с удовольствием начал рисовать, попросив того накинуть бурлацкую лямку. В это время художника кто-то спросил "Тиртисенью лисируете?". Репин оглянулся, сзади был обычный бурлак, как оказалось, в прошлом сам рисовальщик и иконописец. Кого только в эти трудовые артели не заносило.

Картина "Бурлаки на Волге" вызвала фурор. Сам же Репин, как и многие деятели искусства, склонный к мистике, полагал, что причиной тому стали его роскошные карманные часы, стоившие 24 рубля. Их он случайно утопил в Волге. Репин посчитал это доброй приметой, своим приношением великой реке. И она, как художник полагал, отблагодарила его. "Бурлаки на Волге" приобрел великий князь Владимир Александрович и жаловался, что она дома не бывает, ее все время просят на разные европейские выставки. "Бурлаков" ругали, "Бурлаков" хвалили, равнодушным никого она не оставила. Картину довольно сильно критиковали в тогдашних фельетонах. Ее называли "вымученной", "очень слабой", сравнивали с полотнами других художников и не в пользу Репина. Но были и другие отзывы. Во Франции о "Бурлаках" писали "сущее диво исполнения".

Сам же Репин, хотя и был человеком искусства, о земных делах не забывал. В январе 1873 года он писал известному ценителю живописи Павлу Третьякову "Сообщу Вам еще интересную новость: сегодня я узнал, что картину мою "Бурлаки" можно отстранить от великого князя Владимира Александровича, а потому мне теперь надобно заручиться Вашим словом - если Вы заплатите мне за нее 4000 рублей, то я примусь хлопотать об этом. Мне решительно надобно продать ее подороже, ибо она мне самому очень дорого стоит: надобно взять во внимание две поездки на Волгу и потом двухлетний труд".

Но "Бурлаки на Волге" так и остались у великого князя, а в 1918 году картина была передана в Государственный Русский музей.

Генерал стал кошевым атаманом

По одной из версий, замысел написать картину о запорожцах появился у Репина после того, как он услышал рассказ о том, как они писали письмо султану. Художник загорелся этой идеей. В своих поездках по Украине он собирал впечатления, писал этюды, делал наброски. Даже в семье у него в то время только и говорили, что о Запорожской Сечи. В 1904 году Репин вспоминал: "Письмо запорожцев султану было помещено Костомаровым в своей статье в "Вестнике Европы", если не ошибаюсь, в 1878 или 1879 году в начале лета. Мне тогда указал на него Мстислав Прахов". Но тогда, в начале XX века это письмо не отыскалось. Критик Стасов специально поднимал в архивах "Вестник Европы" за эти годы и ничего не нашел. И вообще не было никаких следов легендарного послания.

Тем не менее Репин взялся за работу. Впоследствии он писал Николаю Лескову "А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в "Запорожцах" имел идею. И в истории народов и в памятниках искусства, особенно в устройстве городов, архитектуре, меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций; более всего в республиканском строе, конечно. В каждой мелочи, оставшейся от этих эпох, виден, чувствуется необыкновенный подъем духа, энергии; все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение".

Картина писалась свободно, Репин был на подъеме. Он писал Стасову осенью 1880 года: "Не мог вам ответить, а всему виноваты "Запорожцы", ну, и народец же! Где тут писать, голова идет кругом от их гаму и шуму. Еще задолго до вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними - нельзя расстаться, веселый народ".

И.Е. Репин. Запорожцы. 1880-1891 гг.

Запорожских казаков Илья Репин писал со своих современников. Так, кошевой атаман Сирко написан с генерала Драгомирова, унылый вислоусый казак - солист Мариинского театра Стравинский. Очень колоритно смотрится абсолютно лысая голова с реденьким седым чубом на переднем плане картины. Предполагается, что этот образ Репин позаимствовал у своего знакомого. Тот, услышав предложение позировать одной лысиной, возмутился и отказал. Тогда художник набросал его, когда знакомый не видел, что его рисуют. Впоследствии этот невольный натурщик был очень недоволен. Хотя Репин был счастлив и говорил, что очень дорожит этой характерной спиной и загорелым крепким затылком.

Картину "Запорожцы" очень высоко оценил Лев Толстой. Увидев ее, он наговорил комплиментов Репину и дал несколько замечаний. Художник писал: "Я готов был расцеловать его за эти намеки". Вообще в то время Репина и Толстого считали равными по силе воздействия на общество. Немецкий писатель Гуго Ганц в книге "Elias Rjepin" писал "Репин больше чем художник. Он, как Лев Толстой, борец против двух демонических сил, которые держат народ в ярме - церкви и деспотизма. Он революционер".

Интересна переписка Репина с Третьяковым. Художник упрекал основателя галереи, что тот не купил у него эскиз, когда ему предлагали, а через год, когда цена выросла втрое, приобрел по прежней стоимости. Репин писал: "Я хотел было отомстить Вам, да не в моем характере это, и я здесь, напротив, сделал Вам огромную уступку (около двух тысяч) за Ваше недоверие ко мне".

"Запорожцы" имели большой успех на многих выставках, а потом ее купил Александр III. После революции картину передали в Государственный Русский музей.

Говорили, что царя украл

В начале 1885 года, когда Илья Репин закончил картину "Сыноубийца", так он сначала назвал полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1681 года", неожиданно разыгрался скандал. Газета "Минута" опубликовала заметку "Блестки и изгарь петербургской жизни", где некий автор с псевдонимом Шуруп утверждал, что картину написал вовсе не Репин, а она только вышла в свет за его подписью. Якобы какой-то студент придумал сюжет, и даже набросал картину, а Репин потом обработал и выдал за свое произведение. Художник этого не спустил на тормозах, а засудил газету за клевету, и та даже опубликовала опровержение.

Идея написать картину с царем Иваном родилась у Репина после концерта Римского-Корсакова. К тому же он видел испанскую корриду и эти жестокие впечатления привели его к времени Грозного. Про героя своей картины Репин отзывался так: "Этот мерзавец Иван IV". Писалась картина тяжело, сам художник говорил об этом, но в то же время работа его тянула. Образ сына царя Репин взял с писателя Гаршина, с которым был хорошо знаком.

Готовое произведение впечатлило многих. Его сразу купил Павел Третьяков. Кстати, Репин с ним активно торговался: "Я решил твердо назначить за последнюю картину "Сыноубийца" 20 тысяч, и никаких уступок". Но все-таки снизил цену: "Пусть будет по-Вашему - от слова нельзя отказаться, уж именно только для Вас". Но картина в галерее Третьякова выставлена не была, хотя деньги за нее Репин получил. Император Александр III запретил ее выставлять и передавать кому-либо. Картину называли не исторической, а фантастической. В академии художеств профессор анатомии Ландцерт даже прочел лекцию, как нужно правильно изображать человеческое тело. Медик говорил: "Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, представив, вместо царского облика, какую-то обезьяноподобную физиономию". Многие выступили на стороне Репина, но не критикуя решение царя, обрушились на академию художеств, заявляя, что это позор, когда профессор-анатом учит искусству художников. Кстати, ученики в академии начали спорить с Ландцертом и даже изобразили живое изваяние, доказывая, что Репин был прав.

Скандал был большой. Но он привлек внимание публики, запрет на показ картины подействовал как отличная реклама, всем хотелось посмотреть, что же такое нарисовал Репин. Сам Илья Ефимович не ожидал запрета, тем более что такое произошло впервые в России. "Как это все глупо вышло, - писал он Третьякову. - Имеете ли предписание хранить ее в секрете или в общей галерее?" Репин волновался за состояние картины, он сообщал Третьякову, как нужно верно покрывать полотно лаком: "Особенно остерегайтесь в местах крови: они очень легко растворятся и сильно окрасят соседние предметы". Когда же запрет сняли, картину увидел и Лев Толстой. Он очень благожелательно отозвался о ней.

"Иван Грозный" хранится с тех пор в Третьяковской галерее и мало кого оставляет равнодушным. В 1913 году один из зрителей в припадке ярости порезал ее ножом. А через сто с лишним лет история повторилась. Уже в 2018 году на картину набросился посетитель галереи и металлической стойкой ограждения разбил стекло, отчего холст получил порезы. За восстановление полотна реставраторы удостоились Государственной премии России.

Кстати, Репин менял название картины. Сначала "Сыноубийца", затем "Иван Грозный", после "Трагическая кончина царевича Ивана, сына Ивана Грозного, 1581 г. 16 ноября". Но все знают ее как "Иван Грозный убивает своего сына".

Мало денег взял

Одной из самых величественных картин Репина является "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Размеры полотна четыре на восемь с лишним метров. Репин начал писать ее по заказу императора Николая II. Обговорив все условия, в частности то, что ему станут помогать два ассистента, Илья Репин приступил к работе. В это время его много критиковали, дескать, рисует только портреты, да пишет дурацкие статьи об искусстве в журналах, ни одной стоящей картины нет.

И.Е. Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903 гг.

А Репин уже трудился над "Государственным советом". Работа была проделана колоссальная - на полотне более восьмидесяти портретов. Причем сановников Репин писал по одному, по два или группой, чтобы прочувствовать взаимосвязь между ними. Картина писалась три года и только в январе 1904 ее увидела публика. Отзывы были восторженные. Критик Стасов отмечал, что это один из значительнейших шедевров того времени. Он смог пробраться в зал Государственного совета, причем, как сам потом сознавался, обманул привратников и швейцаров, что у него есть на это разрешение художника. Стасов только сетовал на то, что Репин запросил за картину мало денег: "Надо бы, по крайней мере, 50 000". На самом деле с художником договорились на двадцать тысяч, но потом сумма удвоилась.

Конечно, в советское время картину хвалили, но только с точки зрения мастерства Репина, оговариваясь, что на лицах слуг самодержавия видны черты внутренней порочности и печать вырождения. Портреты многих участников потом экспонировались на выставках, поскольку они сами по себе являются оконченными произведениями, как например, портрет Плеве. А с Витте написано два портрета. Один сейчас в Третьяковской галерее, второй в Русском музее.

Сейчас "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" находится в Государственном Русском музее, где для нее отведен отдельный зал.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться