Любимцы монарха
В то время произошел национальный поворот в искусстве, когда художники, скульпторы, архитекторы обратились к русским мотивам и сюжетам. При непосредственном участии императора открылись Русская опера, Русский музей, подготовлено создание Русского национального театра во главе с драматургом А.Н. Островским, состоялось открытие Императорского исторического музея, учреждено Русское Императорское Палестинское общество.
Передвижники были провозглашены императором "олицетворением современной национальной культуры". Интерес к ним возник у Александра III еще до вступления на престол, во второй половине 1870х гг. Художник-пейзажист Е.Е. Волков вспоминал: "Александр III благоволил к нам, передвижникам, и раз навсегда было высказано желание, чтобы государь всегда первым открывал нашу выставку, а мы никому бы не продавали картины"1.
В 1882 г. император с императрицей посетили Х выставку передвижников. Художники встречали их в полном составе. "Для передвижников, которым в некотором отношении несладко жилось, это было целое событие"2. По словам искусствоведа и художественного критика А.В. Прахова, "государь совершенно самостоятельно, решительно и открыто стал на сторону "передвижников", в те поры еще боровшихся под знаменем самостоятельности русского искусства, отождествляя ее с принадлежностью к реализму"3.
Император и императрица стали регулярно приобретать картины с передвижных выставок от пяти до двадцати с каждой. Они покупали картины русских мастеров и с академических выставок.
Царских посещений на выставку художники ждали. "Сегодня, - писал И.Е. Репин П.М. Третьякову в феврале 1885 г., - в 2 часа будет государь... Кажется, будет и государыня и наследник... Государя мы будем встречать все товарищи"4. Покупка той или иной картины императором снимала угрозу цензурного запрета. Художник Г.Г. Мясоедов в своих воспоминаниях писал: "В жизни товарищества были и светлые дни... достаточно вспомнить, что XIII, XIV, XV наши выставки были осчастливлены посещением его императорского величества государя императора и членов августейшего семейства"... Государь с государыней и Вл[адимир] А[лександрович] действительно были на выставке и были крайне любезны, просты и добры ...одеваясь, государь спрашивал, когда у нас выставка открывается, и сказал, что на будущий год он придет на первый день, чтобы иметь возможность видеть выставку нераспроданной..."5
"Какой раскол может быть в сфере искусства"
В дневниках А.В. Жиркевича, близкого друга Репина, содержались полученные от Репина интересные сведения о реформировании императором Академии художеств: "Репин рассказал мне подробности представления государю конференц-секретаря Академии художеств графа И.И. Толстого вчера на Академической выставке. Согласно рассказу Репина, государь на этой встрече начал разговор так: "Вам предстоит трудная задача поднять Академию. Ваш предшественник был мошенник, в Академии все было основано на мошенничестве, почему я и не любил посещать выставки в Академии, где приходилось сталкиваться с этой личностью, которую я давно бы выгнал из Академии, если бы не великий князь Владимир"6. Речь шла о бывшем конференц-секретаре Академии художеств П.Ф. Исаеве, сосланном в Сибирь за хищения. По словам Репина, император долго беседовал с Толстым об устройстве Академии и выразил твердое желание, чтобы уничтожилось раздвоение, рознь между академистами и передвижниками. "Я не могу выносить этого раскола и прошу вас уничтожить его. Да и какой раскол может быть в сфере искусства?"7
По инициативе императора была утверждена комиссия для составления устава. По его же распоряжению была создана Высшая художественная школа с обновленным составом профессоров. Император Александр III лично утверждал профессоров, руководителей мастерских. Среди них были И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин. Согласно уставу Академии художеств, утвержденному Александром III 15 октября 1891 г., Академия художеств преобразовывалась в высший государственный орган "для поддержки, развития и распространения искусства в России".
Знакомство художника и наследника
С большим интересом следили император Александр III и императрица Мария Федоровна за творчеством Репина. Личное знакомство произошло еще в 1874 г. в Париже. Александр был тогда наследником престола, Репин - пенсионером Академии Художеств. Они были ровесниками, обоим тогда было в районе тридцати лет. В Париже наследник престола дважды посетил мастерскую скульптора М.М. Антокольского, а также мастерские художников В.Д. Поленова и Репина. Репин об этом посещении высказался следующим образом: "Наследник очень любил живопись, был человеком далеко не суровым. Простой в обращении, с удивительно мягким, располагающим тембром голоса. Наследник сам занимался живописью. В Париже в сопровождении Боголюбова Наследник запросто на простом извозчике приехал ко мне в мастерскую. Расспрашивая о работах, Наследник остановил мое внимание на эскизах "Садко" и заказал мне написать картину". В письме И.Н. Крамскому из Парижа 15 (27) ноября 1874 г. Репин писал: "А наследник, вчера посетивший, в числе других, и мою мастерскую, показался мне чудесным, добрым, простым без аффектации, семейным человеком. Настоящий позитивист, подумалось мне, не выражает энергии понапрасну..." Репин и цесаревич с первого знакомства понравились друг другу8. Хотя на протяжении всей жизни Репин был убежденным республиканцем, о чем неоднократно заявлял и в личной переписке, и публично, причем ненавидел само понятие "царь", но не переносил это на личность Александра III.
Царские заказы и оценки
В 1884 г. через Боголюбова Репин получил императорский заказ - исполнить картину "Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве". Из переписки Репина с П.М. Третьяковым: "Эта новая тема, довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны. Царь и народ на фоне придворной знати. Сколько разнообразия типов, выражений, лиц, контрастов, самых неожиданных, художественных."9. Через год в 1885 г. картина была показана на XIV выставке Товарищества передвижников.
В 1885 г. на XIII выставке Товарищества передвижников император познакомился с картиной Репина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г.". По свидетельству современников, Александр Александрович был особенно невосприимчив к неординарной трактовке исторических и религиозных тем. И.Н. Крамской писал А.С. Суворину 7 марта 1885 г. в этой связи: "Перед картиной Репина государь ничего не говорил, только долго и внимательно смотрел, был необыкновенно серьезен, даже (я бы сказал) очень грустен и тронут. Думаю, что картина сделала серьезное впечатление... Затем, повернувшись, продолжал обзор. Когда было кончено, государь император при выходе, на площадке, где продают билеты, остановился, обращаясь к нам, изволил сказать следующее: "Я очень рад, что мне удалось наконец, побывать у Вас на выставке и видеть Вас в сборе... Надеюсь, что и на будущий год я буду у Вас на выставке. ...Государь, обратившись к Даниловичу, весьма громко изволил сказать следующее: "Благодарю Вас, что Вы свозили моего сына на передвижную выставку, мне на этой выставке очень понравилось"10.
Запрет в отношении этой картины, спровоцированный руководством Академии и отрицательными отзывами современников, три месяца спустя в июле 1885 г. по ходатайству художника Боголюбова был снят. Однако, как писал Репин еще в 1888 г. фотографические воспроизведения картины были запрещены для продажи11.
В 1891 г. во время посещения царской четой выставки художника по случаю его 25летней творческой деятельности была показана картина "Арест нигилиста" ("Арест пропагандиста"). "Даже "Арест нигилиста" вытащили ему, - писал позже Репин Т.Л. Толстой, - рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно"12. В письме ученице, художнице М.В. Веревкиной, Репин отмечал: "Как милостив и внимателен к нашим работам был государь!! Мне показалась моя выставка при нем вдесятеро интересней, и я без умолку объяснял разные подробности о своих работах... Как он восхищался "Запорожцами"!! и потом портретом Кюи больше всего. Все, все рассмотрел до мелочей"13.
Репин высоко ценил поддержку монарха. В письме Т.Л. Толстой от 10 января 1892 г. художник отметил: "А я очень рад, что государь приобрел моих "Запорожцев". Третьяков не выражал желания приобрести ее. Терещенко, интересовавшийся ранее и даже, когда я был в Киеве, показывавший стену в своем великолепном доме, на которой он повесит эту мою картину, ни одним словом не дал знать о своем существовании с тех пор, как открылась моя выставка. О государе я и не помышлял; я знал, что он не должен был ею (картиною) интересоваться... А, кроме того, люди, чающие придворных благ, я был уверен, давно уже поставили здесь на вид какую-нибудь "сепаратскую" идейку, и я не ждал государя на нашу с Шишкиным выставку. И вдруг..."14. На 35 тыс. рублей, полученные за картину, Репин приобрел имение близ Витебска.
Давая характеристику взглядам Александра III на изобразительное искусство, Репин в письме М.В. Веревкиной отмечал, что "в отношении изобразительного искусства император придерживался демократических воззрений". Позже художник счел возможным высказаться уже определеннее о благожелательном отношении российских правителей к творчеству художников. Художник писал известному критику В.В. Стасову в 1894 г.: "Правительство наше очень терпеливо относится ко всем почти явлениям в нашем искусстве. "Бурлаков" моих по эскизу моему заказал мне великий князь Владимир Александрович (президент Российской Академии художеств, брат императора. - Авт.). "Запорожцев" купил государь. Вообще, правду сказать, они беспристрастнее Вас и совсем уже не деспотичны в своих требованиях"15. Репин вспоминал, что "картина ("Бурлаки на Волге".- Авт.) висела уже в бильярдной комнате великого князя, и он мне жаловался, что стена вечно пустует: Ее (картину. - Авт.) все просят у него на разные европейские выставки. А надо правду сказать, что великому князю картина эта искренне понравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и солдата Зотова и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку... всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже на фоне картины"16.
В борьбе за живопись
С середины 1880-х гг. Александр III стал главным коллекционером страны и серьезным конкурентом П.М. Третьякову17. Так, Александр III опередил Третьякова в покупке для своего будущего музея картин Поленова "Христос и грешница", "Запорожцы" и "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных" Репина и "Страдная пора" ("Косцы") Г.Г. Мясоедова. Однако Третьяков, понимая, что многие художники завышали цены на картины при выборе их императором, писал после 15-й выставки Н.А. Ярошенко: "Расположение государя цените и поддерживайте, не разочаровывайте императора, тем более что не требуется какой-либо "услужливости" в содержании картин, напротив, предоставляется "полная свобода" ... Как бы не показались государю цены высокими, не заподозрил бы он, что эксплуатируется его расположение? Государь цену не спрашивает, потому нужно как можно назначать осторожнее..."18.
Особой заслугой императора стало создание в Санкт-Петербурге музея русского искусства, в стенах которого могли бы демонстрироваться наиболее талантливые картины русских художников и вместе с тем соединиться в единстве два направления в русском изобразительном искусстве - в виде работ передвижников и мастеров императорской Академии. Русский музей был открыт 7 марта 1898 г. Александр III до открытия своего детища не дожил, но благодаря музею сохранил для потомков значительные произведения русской живописи XIX в.
1. Волков Е.Е. Мое путешествие по Востоку с великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами //Огонек. 1911.26.03. N 13.
2. Прахов А.В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художественные сокровища России. 1903. N 4. С. 144.
3. Там же.
4. Репин И.Е. Письма. Переписка с П.М. Третьяковым. 1873-1898. М.-Л., 1946. С. 99.
5. Мясоедов Г.Г. Письма, документы, воспоминания. М., 1972. С. 100.
6. Дневники А.В. Жиркевича. Запись от 12 марта 1890 г. // Художественное наследство. Репин. М.; Л., 1949. Т. 2. С. 145.
7. Репин И.Е. Далекое близкое. Л., 1986. С. 149-154, 155.
8. Репин И.Е. и Стасов В.В. М.-Л. 1948. Т. 1. Переписка; Репин И.Е. Письма к Е.П. Тархановой-Антокольской и И.Р. Тарханову. М.; Л., 1937. С. 55; Репин И.Е. и Крамской И.Н. Переписка. М.; Л., 1949. С. 90-91; Репин И.Е. Письма к писателям и литературным деятелям. М., 1950. С. 175-176; Репин И.Е. Избранные письма. В 2х т. М., 1969. Т. 1. С. 94; Т. 2. С. 320-321, 324-325.
9. Репин И.Е. Письма. Переписка с П.М. Третьяковым. С. 90.
10. И.Н. Крамской. Письма, статьи в 2 т. М., 1966. Т. 2. С. 194.
11. Репин И.Е. Письма к писателям и литературным деятелям. М., 1950. С. 31.
12. Репин И.Е. и Толстой Л.Н. Переписка в 2 т. Т.1. Переписка с Л.Н. Толстым и его семьей. М.-Л., 1949. С. 46.
13. Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. 1871-1876. Т. 1. М.; Л., 1949. С. 89.
14. Репин И.Е. и Толстой Л.Н. Переписка. М.; Л., 1949. Т. 1.
15. Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. Т. 1. С. 89.
16. Репин И.Е. Далекое близкое. Воспоминания. М., 2002. С. 280-282.
17. Юденкова Т. Павел Михайлович Третьяков и император Александр III // Русское искусство. 2008. N 1. С. 37.
18. Письма художников П.М. Третьякову 1870-1879. М., 1968. Т. 2. С. 195.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем