Выдающийся мастер парадного и камерного портрета, профессор Императорской Академии художеств, член Академии Святого Луки в Риме и Академии изящных искусств в Парме Карл Павлович Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.
Творчество живописца стало образцом позднего русского романтизма. А самая известная его картина - "Последний день Помпеи" (1830-1833) - в одночасье прославила и вознесла Брюллова на недосягаемую высоту. Ничуть не слукавил поэт Евгений Баратынский в своем знаменитом экспромте, написав:
- И был "Последний день Помпеи"
- Для русской кисти первый день!
Правда, из русского у Карла Павловича была только душа. Родился он в Петербурге 23 декабря (12-го по старому стилю) 1799 года в семье потомственных художников французского происхождения, до 1822 года носил фамилию Брюлло и много лет провел под лучами итальянского солнца.
Первым учителем Брюллова стал его отец Павел Иванович Брюлло - академик орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, гравер, резчик по дереву и мастер миниатюрной живописи. Павел Иванович с сыном часто обходился строго, даже излишне. Например, Карла Павловича могли не пустить к обеденному столу, пока он не напишет нужное количество животных и человеческих фигур. За оплошности - наказывали.
Но у такой жесткой дисциплины были и свои плюсы. В 10 лет Карл Брюллов без экзаменов был зачислен в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Он на голову был выше всех своих сверстников. Начинающий художник не раз поправлял работы за своими товарищами. Также еще в начале своего творческого пути он продемонстрировал уникальный дар, который сумел сохранить и пронести в зрелое творчество: Брюллов умел придавать формам человеческого тела больше чем условную правильность. Он вселял в них жизнь и грацию, до этого незнакомые ученикам Академии.
Видя очевидный талант юного живописца, преподаватели рано позволили Брюллову писать собственные полотна. Первой его самостоятельной работой стал акварельный рисунок "Гений искусства" (1817-1820). Брюллов изобразил юношу с лирой, жезлом и головой жреца Лаокоона у ног.
В качестве выпускной работы Карл Павлович создал в 1821 году "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского". За нее он получил Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Так что в 1822 году Карл Брюллов вместе с братом Александром отправились в Рим. Прибыли они туда только в мае 1823-го, по дороге посетив Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Верону и Болонью.
В Италии Карл Павлович увлекся жанровой живописью, помимо картин на исторические и религиозные сюжеты. Вдохновением для художника стали самобытные итальянские пейзажи. Первой успешной работой Брюллова в этом жанре считается картина "Итальянское утро" (1823). Все его жанровые полотна отличала воздушность, солнечность, легкость, идилличность. Но все-таки основную славу и популярность молодому художнику в Италии принесли портреты. Он рисовал как представителей итальянской знати, так и своих соотечественников, оказавшихся по той или иной причине в стране виноградников и оливковых деревьев.
В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой, наследницей рода Скавронских Юлией Самойловой. На долгие годы она стала его музой, натурщицей, помогала находить заказчиков. С этим периодом жизни Брюллова связаны знаменитые портреты "Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком" (1832-1834), "Всадница" (1832), а также незаконченная картина "Вирсавия" (1832).
В 1830-м Карл Павлович начал работу над большой картиной на исторический сюжет - "Последний день Помпеи", заказанной ему меценатом Анатолием Демидовым и ставшей вершиной творчества художника. Замысел полотна был связан с возникшей тогда модой на археологию. К тому же, тема вновь стала актуальна: в 1828 году произошло очередное извержение Везувия. Художник посетил развалины города Помпеи, осмотрел раскопки, сделал наброски. Кстати, Карл Павлович несколько раз на картине изобразил свою музу Юлию Самойлову - в образе двух матерей на переднем плане, а также в образе девушки в розовой тунике. За ней он написал свой портрет.
Картина "Последний день Помпеи" была завершена в 1833 году и произвела настоящий фурор и в Европе, и в России. Флорентийская Академия художеств присвоила художнику за это полотно звание профессора первой степени. Картину выставляли в парижском Лувре. А когда "Последний день Помпеи" увидел император Николай I, то повелел Брюллову явиться на личную встречу.
В Петербурге художника ждал торжественный прием в Академии художеств и абсолютный триумф "Последнего дня Помпеи". В итоге, картина была подарена Анатолием Демидовым Николаю I, который разместил ее в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В настоящее время "Последний день Помпеи" можно увидеть в Русском музее.
Окрыленный успехом первой большой работы, Брюллов в 1834 году начал писать еще одну картину на историческую тему - "Смерть Инессы де Кастро" - фаворитки португальского короля. Работу над этим масштабным полотном - два на три метра - художник завершил всего за 17 дней. Однако, как это часто бывает, успех повторить не удалось. Особенно в Европе картину Брюллова встретили холодно, а критики назвали его мастером "исторических анекдотов".
Несмотря ни на что, в 1836 году Брюллову было присвоено звание младшего профессора Академии художеств, а также за Карлом Павловичем в Санкт-Петербурге надежно закрепилась слава виртуозного портретиста. Считалось за честь быть запечатленными прославленным мастером. К числу наиболее известных работ того периода относятся портреты Нестора Кукольника (1836), Василия Жуковского (1837-1838), Ивана Крылова (1839), а также знаменитый "Автопортрет" (1848).
В 1840 году Николай I поручил Брюллову написать картину "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году". В помощь художнику даже была назначена группа историков и организована экспедиция к месту исторического события. Но чрезмерное давление, оказанное на Карла Павловича, привело к тому, что он потерял интерес к картине и не смог ее завершить.
В 1843 году Брюллов, в числе лучших живописцев академической школы, получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора в Петербурге. Ему было предложено расписать плафон большого купола собора площадью более 800 квадратных метров фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему "Страсти Христовы". Брюллов шутил, стоя на лесах: "Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!"
К сожалению, длительная работа в сыром недостроенном помещении окончательно подорвала и без того слабое здоровье живописца. Карл Павлович не смог сам завершить работу. Художник Петр Басин дописал за него фон и создал несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Брюллова.
В апреле 1849 года, по настоянию врачей, художник был вынужден покинуть Россию. Он поехал лечиться на остров Мадейра, но в скором времени вернулся в Италию, где и провел свои последние годы. "Гения искусства" не стало 23 июня (11 по старому стилю) 1852 года. Карл Павлович Брюллов похоронен в Риме на протестантском кладбище Тестаччо.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем