Представления о домовом сформировались у восточных славян в различные исторические эпохи и опосредованно отражают происходившие у них общественные, социально-экономические и культурные процессы. К такому выводу пришел д.и.н. Руслан Сефербеков из Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН.
Статья исследователя вышла в журнале "История, археология и этнография Кавказа". В ней дается анализ амбивалентного мифологического персонажа русской мифологии - домового.
Анализ был проведен на основе собранного в селах Кизлярского и Тарумовского районов Дагестана полевого этнографического материала и литературных источников. Исследователь изучил сходство и различие домового у русских Дагестана и у русских основного этнического массива, а также у народов Дагестана, Северного Кавказа и мира.
"Зарождение этого мифологического образа у славян относится ко времени распада первобытной соседской общины, установления патриархата, возникновения домохозяйств с их большими и малыми семьями, - пишет Сефербеков.
В основе мифологического персонажа "домовой" лежит почитание умерших предков и культ домашнего очага. Образ существовал в средневековое и новое время".
По его мнению, это свидетельствует о том, что представления о домовом сформировались в разные исторические эпохи и опосредованно отражают общественные, социально-экономические и культурные процессы, происходившие у восточных славян в различные хронологические периоды.
Амбивалентность (добродетельность - злокозненность) домового ученый объясняет его принадлежностью к сакральным пространствам. "Принадлежность домового к верхнему миру накладывала на него обязанности патрона дома и семьи, а отношение к преисподней - функции душащего человека во время сна демона", - уточняет исследователь.
Как оказалось, основные параметры и характеристики домового у русских Дагестана совпадают с мифологическим образом домашнего духа у русских основного этнического массива. А это свидетельствует об устойчивости, преемственности и воспроизводстве через историческую память поколений главных персонажей русской мифологии.
Домовой возник в эпоху распада первобытного общества. Он представал в различных ипостасях, но чаще всего - в образе старичка с бородой и седыми косматыми волосами.
"Локусами обитания домового являлось как все пространство жилища, так и отдельные фиксированные его зоны, - пишет автор научной статьи. - Домовой являлся человеку в основном в темное время суток в фиксированных локусах.
Такие сакральные континиумы и хронотопы как углы жилища, порог и дверной косяк, печная труба, темное время суток, полночь и полдень позволяли профанному времени и пространству быть проницаемыми для проникновения потусторонних персонажей в наш мир".
По мнению ученого, общавшиеся с домовым люди наряду с телепатической, визуальной, аудиальной и дистанционной коммуникацией ощущали на себе и непосредственный тактильный контакт с ним. Чаще всего при контакте с человеком домовой был немым, но иногда проявлял себя различными шумами и звуками.
Это можно рассматривать как одну из форм иноговорения со сверхъестественным миром, считает ученый. Немота домового, издаваемые им шумы и звуки, а также способность предсказывать судьбу еще раз подчеркивают его принадлежность к потустороннему миру.
"Двойственная (сакральные и демонические черты) природа домового и принадлежность к разным сферам пространства (верхний и нижний миры), предопределила его амбивалентность - он бывал как добродетелен, так и злокознен, - заключает исследователь.
Для того чтобы домовой не пакостил людям, его задабривали и угощали символизировавшими плодородие сакральными продуктами. Оберегами от домового служили христианские молитвы и освещенная в церкви вода".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем