издается с 1879Купить журнал

"Подтянуть ставки сельского работника просвещения..."

100 лет назад на Первом всесоюзном съезде учителей обсуждались вечные проблемы отечественных педагогов

Съезд открылся 12 января 1925 г. в здании Большого театра. В нем приняли участие 1660 человек со всех уголков Советского Союза, большинство из них - сельские учителя. В фондах РГАСПИ хранятся любопытные неопубликованные материалы об острых дискуссиях, которые велись на съезде, работавшем шесть дней вплоть до 17 января.

Н.К. Крупская в редакции "Учительской газеты". Март 1925 г.

Ф. 395. Оп. 2. Д. 52. Подлинник.

Н.К. Крупская в редакции "Учительской газеты". Март 1925 г.

Проблема N 1 - мизерные зарплаты

В условиях строительства нового социалистического государства педагоги должны были стать главной единицей пропаганды марксистско-ленинских идей, способствовать повышению роста политической активности и взаимодействию города и деревни. Но претворению этих планов в реальную жизнь очень мешало незавидное материальное положение учителей в условиях начавшейся в стране новой экономической политики.

Средняя заработная плата по состоянию на I квартал 1923/1924 учебного года среди "городских" работников просвещения не превышала 22 рублей, а среди "сельских" - и вовсе 17 рублей1. В то время оплата средней ставки промышленного рабочего составляла около 58 рублей.

Из-за низкого уровня заработной платы в 1920-е гг. резко упал престиж профессии. А оставшиеся в ней педагоги не слишком нравились новой власти: "Более 40% учителей, работавших в советских школах в середине 1920-х гг., начали свою карьеру еще до революции 1917 г. Даже к концу 1920-х гг. около трети педагогов начальной школы (28%) были выходцами из дворян, духовенства и торговцев"2.

В итоге центральными вопросами Первого всесоюзного съезда учителей стало материальное оснащение школ, снабжение учителей и учеников необходимой литературой, увеличение заработной платы учителям, повышение престижа профессии.

На заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) в 1924 г. регулярно поднимался вопрос об увеличении заработной платы учителей: "Считать необходимым с нового бюджетного года повысить зарплату работникам просвещения в городах, фабричных поселениях и селах, в среднем до 30-ти червонных рублей в месяц и предложить Совнаркому СССР руководствоваться настоящей директивой при рассмотрении бюджета на 1924-25 год"3.

Н.К. Крупская среди делегатов Всесоюзного учительского съезда у Большого театра в Москве. 12-17 января 1925 г. Фото: Г. Петрова. РГАСПИ. Ф. 395. Оп. 2. Д. 51. Подлинник.

Но, несмотря на усилия властей, материальное поощрение и в дальнейшем не соответствовало уровню нагрузки на преподавателя (эта проблема и в наши дни, сто лет спустя, все еще остается актуальной). Согласно Всесоюзной школьной переписи 1927 г., "имеются сведения, что в связи с чрезмерной загрузкой учителей общественной работой начинает понижаться и без того невысокое качество учебной "работы"4.

"Князь Игорь" для делегатов

Программа мероприятий, подготовленная для участников учительского съезда, была насыщенной. Неофициальная часть началась еще 11 января 1925 г. Для педагогов устроили посещение Кремля, а затем общее неформальное собрание делегатов.

12 января в 11 часов состоялось торжественное открытие съезда и прошли выборы в его президиум из 44 человек. Почетными членами президиума были избраны И.В. Сталин, А.И. Рыков, М.И. Калинин, Н.К. Крупская и другие (всего 9 человек). С приветствием к участникам съезда обратились заместитель наркома просвещения, известный историк М.Н. Покровский, Клара Цеткин, академик С.Ф. Ольденбург и др. Завершением дня стала опера А.П. Бородина "Князь Игорь", представленная делегатам в Большом театре. Знаменитая ария князя Игоря со словами "О, дайте, дайте мне свободу" была весьма созвучна настроениям прибывших на съезд учителей.

Дальше участники съезда были разделены на секции. На них со своими докладами выступали Н.К. Крупская, Г.Е. Зиновьев, А.В. Луначарский, включаясь в продолжительные дискуссии о роли советского учительства, о повышении статуса этой профессии. Споры и живое общение на несколько дней помогли сблизить педагогических работников и политическую элиту того времени.

В декабре 1925 г. Большой театр праздновал 100-летний юбилей.

По итогам Первого всесоюзного съезда учителей власти стали обращать внимание на важные социальные и материальные проблемы педагогов, что постепенно приводило к повышению уровня жизни, предоставлению учителям социальных льгот. В 1930-е гг. удалось добиться и стабильности преподавания: школа вернулась к традиционным образовательным подходам, а учительская профессия стала приобретать относительно престижный статус в иерархии ценностей советского общества.

Из проекта предложений по вопросу положения учительства и научных работников. Январь 1925 г.

1. Признать необходимым:

а) Дотации ГИКов5 на зарплату работникам просвещения, находящимся на госбюджете, с тем, чтобы их ставки были не ниже ставок по местному бюджету каждой губернии;

б) подтянуть ставки сельского работника просвещения к ставке городского, причем непременным условием для каждого ГИКа должно быть, чтобы ставка как городского, так и сельского работника просвещения в реальном ее виде не была ниже 15 руб. в месяц;

Фрагмент таблицы со средней ставкой заработной платы.

в) распоряжением ВЦИКа6 и НКПина7 ГИКи обязуются перепланировать свои местные бюджеты так, чтобы со второго полугодия 23/24 бюджетного года финансово обеспечивать в них указанные в пп. "а" и "б" нужды по народному образованию. Коли это перепланирование невозможно, установить целевые дотации ГИКами на расходы, выделяемые пп. "а" и "б".

2. Фонд зарплаты, находившийся в госбюджете, должен быть до второго полугодия 23/24 бюджетного года увеличен в отношении ставок:

а) преподавательского персонала педагогических и сельскохозяйственных техникумов;

б) работников ВУЗов и работн[иков] учрежд[ений] Главнауки8] с тем, чтобы ставка преподавателей пед[агогических] и с[ельско]-хоз[яйственных] техникумов была доведена в среднем до 25 руб., а ставка работников вузов и учреждений Главнауки начислялась из расчета 10 руб. за первый разряд при сетке 1:5.

<...>

4. Просить ЦК РКП обратить внимание всех наркоматов на тяжелое положение массового просвещенца с предложением проследить за выполнением намеченных мероприятий по улучшению материального положения просвещенца.

5. Добиться постановки на ближайшей сессии ВЦИКа вопроса о состоянии народного образования в Республике и в частности о положении просвещения с тем, чтобы постановления сессии ВЦИК наметить обязательно для мест и [НКПина] директивы в области нужд на народное образование в государственном и местном бюджетах 24/25 гг.

  • РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 734. Л. 19-20.
  • Копия. Машинописный текст.

Таблица со средней ставкой заработной платы состоящих на местном бюджете городских работников просвещения в I квартале 1923-24 учебного года. [Не ранее 1924 г.]

ЗАРПЛАТА состоящих на местном бюджете работников просвещения

ГОРОДОВ в I кв[артале] 1923-24 уч[ебного] г[ода] по 12 раз[рядам] в червон[ных] руб[лях] по данным Цекпроса9 и Информации НКП в порядке понижения оклада.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 734. Л. 23. Копия. Машинописный текст.

Фрагмент доклада Н.К. Крупской "Октябрьская революция и школа" на Первом всесоюзном учительском съезде 12 января 1925 г.

Об общественной работе учителя

...Остановимся в заключение на вопросе о том, что нужно еще для того, чтобы школа могла развиваться в желательном направлении. Я уже говорила о том, что необходимо, прежде всего, чтобы все учительство прошло через общественную работу, но в этом направлении очень важно разгрузить учителя и отметить, какая именно деятельность является общественной. Является ли, например, работа в драмкружке обязательной для учителя? Есть ли это общественная работа? Эта работа требует от него очень много времени, но не везде она может быть названа общественной. Конечно, эта работа имеет очень большое значение.

Мне приходилось не раз слышать от учителей-татар, что среди мусульманского населения театр играет совершенно исключительную роль. Дело в том, что религия запрещает мусульманам ходить в театр. И если мусульманин пойдет в театр да еще поведет собой жену, он изгоняется из числа правоверных. В таких условиях, конечно, участие учителя в драмкружке является участием своего рода антирелигиозной пропагандой. При таких условиях, безусловно, работа в драмкружке является общественной работой. Однако это исключительный случай. В большинстве же случаев это просто устройство развлечения, а между тем работа требует от учителя много времени, которого у него и так мало...

Затем необходимо обратить внимание на то, что в помощь учителю необходимо вовлекать в работу и врачей, и агрономов, и всю сельскую интеллигенцию, которая есть на местах.

Переподготовка и подготовка учительства

Далее идет вопрос о вооружении учителя знаниями. В той анкете, которая была распространена среди делегатов, из 300 анкет, которые были в первый день заполонены учителями, в 282 выставляется просьба снабдить учителя политической и педагогической литературой бесплатно или на льготных условиях. Учитель стоит на правильной точке зрения. Чтобы строить новую школу, чтобы строить такую школу, которая нужна сейчас населению, учителю самому надо упорно учиться, надо быть в курсе работ советской власти, нужно сознательно относиться к тому, что советская модель делает. По той же линии идет требование переподготовки и серьезной подготовки учительства. Требование это вполне обосновано и вполне ясно. Необходимо также обеспечить учителю возможность учиться в самом процессе работы.

Г.Е. Зиновьев (1883-1936)

Главсоцвос10 выдвинул план опорных районных школ, около которых могло бы группироваться учительство, совместно учиться и проверять свою работу. Фиксировать свой педагогический опыт. Важно, чтобы районные школы были связаны с педагогическими техникумами, с педагогическими вузами, с которыми в свою очередь должны быть связаны методические бюро. Таким образом. Инструктирование по этой линии может итти11 гораздо целесообразнее и рациональнее, чем оно идет в данную минуту. Очень многие делегаты указывают на потребность в этом постоянном инструктировании, и сделать это возможно, лишь организовав коллективную работу учительства.

РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 132. Л. 46-47. Копия. Машинописный текст.

Из текста речи Г.Е. Зиновьева "Знаменательный съезд" на Первом всесоюзном учительском съезде 12 января 1925 г.

7/I 1925

Великий съезд12

Можно сказать уже наперед: первый Всесоюзный Учительский Съезд будет поистине великий13 съезд.

Наша партия, Союз просвещения, сами учителя готовились к этому съезду почти целый год, готовились организованно, солидно, размеренно, как рачительные хозяева. Приняты серьезные меры к тому, чтобы на съезде была представлена действительно учительная "земля", работники из уездов, волостей, а не только верхушка. Проделана и громадная работа на местах. Партией, союзом и правительством подготовлено несколько мер по улучшению материального положения учителей в пределах того, что достижимо сейчас, и взят прицел на то, чтобы вместе с ростом хозяйства в ближайшее время, по мере сил, еще улучшить материальное положение учительства. Думается, что то время, когда учитель будет в достаточной мере материально обеспечен, уже не за горами. Не забудем, что одним из заветов В.И. Ленина является - поднять учителя на такую высоту, на которой он не находится ни в одной буржуазно-демократической стране.

Приходит время реализации программ Октябрьской революции; приходит время достижений того, во имя чего совершился великий октябрьский переворот; приходит время, когда уже не на словах, а на деле страна может приступить к ликвидации безграмотности, к поднятию культурного уровня широчайших масс населения города и деревни. В этот период революции пути нашей партии неизбежно должны сблизиться с путями учительства.

Фрагмент страницы речи Г.Е. Зиновьева на съезде

У коммунистов нет и не может быть никаких особых целей, кроме как исторических задач, которые призван выполнять пролетариат, как класс. Коммунисты не каста, коммунисты - авангард рабочего класса. Этому учил нас еще Маркс в "Коммунистическом Манифесте"; и эта истина иллюстрируется теперь крупнейшими событиями в ходе нашей революции. Одной из таких всемирно-исторических иллюстраций и является взаимоотношение нашей партии с учительством.

Сближение нашей партии с учительством всего Союза Республик не является случайным, скоропреходящим эпизодом. Нет, это сближение неизбежно будет шириться и крепнуть. Больше, чем когда бы то ни было, коренные интересы пролетариата нашей страны с полной очевидностью совпадают теперь с интересами всей страны, всего народа. А стало быть - и с интересами такой важной группы населения, как учительство. Отсюда и то, что партия пролетариата нашей страны смогла [и] с таким успехом поставить на очередь задачу сближения РКП с массой учительства. Поскольку интересы учительской массы летят14 по линии подъема культуры в нашей стране, постольку учительская масса не могла теперь не соприкоснуться [близко] с линией нашей партии. Смело и решительно идя по пути постепенной, но верной, реализации программы октябрьской революции, наша партия сделает все возможное, чтобы это сближение закрепить.

<...>

Наша партия ставит по-новому вопросы оживления сельских и волостных советов, сельско-хозяйственной кооперации и других форм общественности в деревне. Разве же не ясно, какая громадная и почетная доля работы может выпасть при этом на наше учительство, если оно сумеет идти в ногу с намечающимся хозяйственным и культурным подъемом своего народа.

<...>

Шире дорогу родному учителю и учительнице! Пришло время, когда к рабочему классу примкнёт вплотную новый отряд работников великого дела. Учитель и учительница, готовые посвятить свою жизнь той работе, которую завещал всем нам В.И. Ленин, теперь уже не одиночки, не исключающие из правила. Теперь это - основная масса учительства. Завтра это будет вся масса учительства.

Учителя и учительницы, займите принадлежащее вам по праву место в рядах ленинской рати!

7/I 1925 Г. Зиновьев/ Москва

РГАСПИ. Ф. 324. Оп. 1. Д. 74. Л. 1-4. Подлинник. Машинописный текст. Автограф Г.Е. Зиновьева.

Воспоминания делегата съезда от Кирсановского уезда Тамбовской губернии Анны Петровны Апуриной-Васильевой. 1970-е гг.

В 1924 году в декабре месяце проходил уездный учительский съезд, на котором от уезда были избраны делегаты на первый Всесоюзный съезд, от уезда три делегата, в том числе и я (две женщины и один мужчина). Оказанная честь радостно волновала и пугала; смогу ли я оправдать доверие. Пугала и дорога.

А.И. Рыков (1881-1938)

Поехали на съезд со второй делегаткой в сопровождении её мужа. Крестьяне села, узнав о моем избрании, давали наказ: "Посмотрите, какие там коммунисты, как они блюдут наказ Ильича". Женщины высказывали свои пожелания, а ученики-пионеры просили привезти им "пионерские законы", побывать у пионеров Москвы, сходить в зоопарк, а потом рассказать им обо всем увиденном, привезти галстуки.

В Москве делегатов встречали на вокзале и направляли в общежития. Деревенские учителя жадно впитывали новые впечатления. На съезде были учителя всех национальностей с юга и далекого севера, из самых глухих мест.

В президиуме съезда были Луначарский А.В., Крупская Надежда Константиновна, Калинин М.И. и др. члены правительства - Бухарин, Зиновьев и др. Горячо приветствовали съезд Клара Цеткин, Крупская Н.К. и другие. Приветствовать съезд пришли рабочие, дарили делегатам памятные платки с портретом Ильича, окруженного представителями всех национальностей. Работницы Сокольнического района принесли на сцену семафор, подняли красный фонарь, и одна из работниц сказала горячую приветственную речь, закончив ее словами: "Путь для смычки учительства с рабочим классом открыт". Громким рукоплесканием ответил ей съезд. Приветствовали съезд и пионеры, это приветствие было особенно впечатляющим: на глазах многих делегатов были слезы взволнованности, радости. Ученые, представители Красной армии были в числе приветствовавших. Учителя-делегаты съезда почувствовали себя членами братской семьи трудящихся.

Радость съезда была омрачена сознанием: нет дорогого вождя Владимира Ильича Ленина.

На съезде обсуждались самые разные вопросы того времени. С затаением дыхания слушали делегаты выступление Надежды Константиновны Крупской. В ней видели проводника идей Владимира Ильича.

[...] Этот съезд я никогда не забуду. Я вернулась с него окрыленная, уверенная.

Всех делегатов снабдили газетами, освещающими весь ход съезда. У меня эти газеты долго хранились, но погибли во время пожара.

В период съезда делегаты посмотрели в Большом театре оперу "Князь Игорь", а в Малом пьесу "Смерть Пазухина"15.

Возвращение делегатов съезда ожидали не только работники школ, но и население. Мне пришлось отчитываться на учительской конференции в Инжавине, на сходе в Паревке, перед учениками в школе. Поехала в с. К. Салтыково, но встреча не состоялась из-за неподготовленности, не было слушателей. О встрече с Надеждой Константиновной мне приходилось выступать в школах с. Салтыкова и Пашково Заметчинского района16.

Вся моя трудовая деятельность на ниве просвещения прошла под знаком этого съезда [...].

Место хранения документа: Кирсановский краеведческий музей. Машинопись.

Мнения делегатов съезда, опубликованные в центральной печати

Делегат съезда, учитель (имя не названо): "Я вот слушаю и не понимаю, выходит так, будто мы до сих пор вовсе не работали, будто наша работа только начинается. Нет, мы работали и работали много. Но мы - одиноки на селе, - это верно. Мы единицы, а тех, среди которых мы должны работать, - сотни и тысячи. Сельсоветы нас не замечали, не оказывали нам помощи. Вот теперь, может быть, когда почти все учительство вовлечено в сельские советы, работа усилится и пойдет на лад"17.

Делегат съезда, учитель Нахеймал Л.Н.: "Съезд для массового учительства окутан каким-то романтизмом"18.

Нарисованная А.И. Рыковым карикатура с заседания учительского съезда. 12-17 января 1925 г. Фото: Ф. 669. Оп. 1. Д. 14. Подлинник. Автограф Рыкова А.И.

Учитель Ромаков, делегат от Джетысуйской губернии: "Учителя начинают принимать участие в общественной работе и очень интересуются занятиями в политических кружках"19.

Учитель Троцкий из Башкирской республики: "Вчера в Большом театре я поглядел вокруг и подумал: а ведь 10 лет тому назад учительство собиралось на съезд при царизме, и поганый Пуришкевич сказал, что это крамольники и чуть ли не разбойники. И вот, время ушло немного, а положение резко изменилось. И в том театре, где когда-то заседали и наслаждались зрелищем дворяне и цари, теперь собрались эти лапотные со всего Союза великих советских республик для того, чтобы построить новую социалистическую жизнь"20.

Учитель Касиев, делегат от учительства Средней Азии: "Туркестанские учителя надеются, что свет коммунистического просвещения увидят скоро не только города, но и самые отдаленные аульные и кишлачные школы. При их помощи будет преобразован и косный туркменский быт"21.

Учитель Волков из Ярославской губернии: "Дело международной помощи борцам революции есть дело всех трудящихся, в том числе и учителей. Поэтому после окончания съезда мы должны развернуть на местах усиленную работу по вовлечению крестьянских масс в это дело"22.

Публикуемые документы хранятся в РГАСПИ в Ф. 17 (Оп. 3, 60), Ф. 12 (Н.К. Крупская. Оп. 1) и Ф. 324 (Зиновьев Г.Е. Оп. 1). В публикации представлены также впечатления простых делегатов съезда: документ из Кирсановского краеведческого музея Тамбовской обл. и материалы центральной советской печати 1925 г. Стенограмма выступления делегатов на съезде, к сожалению, не велась.

  • 1. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 734.Л. 23-24.
  • 2. Учитель и учительство в России. История и современность / [И.В. Курукин, Е.П. Малышева, О.В. Павленко и др.]; под ред. Е.И. Пивовара. М., 2019. С. 116-117.
  • 3. РГАСПИ.Ф. 17. Оп. 3. Д. 434.Л. 9.
  • 4. Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 года. Т. 1. Ч. 3. М., 1930. С. 10.
  • 5. Губернский исполнительный комитет.
  • 6. Всероссийский центральный исполнительный комитет.
  • 7. Народный комиссариат просвещения РСФСР.
  • 8. Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями.
  • 9. Центральный комитет работников просвещения.
  • 10. Главное управление социального воспитания и политехнического образования.
  • 11. Имеется в виду "идти".
  • 12. Зачеркнуто. Сверху красным карандашом написано "Знаменательный съезд".
  • 13. Зачеркнуто. Сверху подписано "знаменательный".
  • 14. Зачеркнуто. Сверху подписано "идут".
  • 15. Комедия М.Е. Салтыкова-Щедрина, написанная в 1857 г.
  • 16. Ныне Пензенская область.
  • 17. Учительская газета. 1924. 18.12. С. 2.
  • 18. Правда. 1925. 3.01. С. 3.
  • 19. Правда. 1925. 9.01. С. 3.
  • 20. Там же.
  • 21. Правда. 1925. 15.01. С. 3.
  • 22. Правда. 1925. 18.01. С. 2.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться