издается с 1879Купить журнал

160 лет назад родился автор "Девочки с персиками" - гениальный портретист Валентин Серов

08:01

Выдающийся живописец, график, непревзойденный мастер портрета - ни в каких эпитетах не может быть перебора, когда речь идет о Валентине Александровиче Серове. Его талант был настолько очевиден, что у современников не возникало ни единого порыва его не замечать.

Валентин Александрович Серов (1865-1911)

wikipedia.org

Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Первым о Серове как о выдающемся портретисте заговорил его учитель Илья Репин, высоко ценивший способности своего подопечного: "...его искусство подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования". Под очарование гения Серова попали абсолютно все - от коллег, друзей, знакомых до представителей знаменитых фамилий и особ императорской семьи.

Валентин Александрович Серов родился 19 января (7-го по старому стилю) 1865 года в Санкт-Петербурге в семье известных музыкальных деятелей своего времени - композитора, музыковеда и критика Александра Серова и пианистки, первой в России профессиональной женщины-композитора Валентины Серовой (урожденной Бергман).

Вскоре после смерти отца мать Серова переехала в Мюнхен для продолжения своего образования. Через некоторое время туда привезли и ее маленького сына. Валентина Серова, заметив талант мальчика к рисунку, отдала его на обучение к Карлу Кеппингу. С немецким гравером Серов занимался недолго. Уже в 1874 году начинающий живописец оказался в Париже, где его учителем стал молодой художник Илья Репин.

После возвращения в Россию Серов провел лето в селе Абрамцево, в подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых, где написал одну из своих первых живописных работ - натюрморт "Синяя ваза". В сентябре того же года Валентин Александрович начал посещать гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге. Но обучение здесь тоже продлилось недолго. Виной всему был очередной переезд матери - теперь в Киев. Там Валентин Серов посещал рисовальную школу Николая Мурашко, где был удостоен малой серебряной медали.

В. Серов. Синяя ваза. 1875 год
В. Серов. Синяя ваза. 1875 год

В Москву Валентин Серов приехал в 1878 году и продолжил занятия с Ильей Репиным. Юноша фактически жил в доме учителя. Они вместе писали натурщиков, ходили на этюды. А через несколько лет Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург, выдержал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс живописца и графика Павла Чистякова.

Серов внимательно изучал "чистяковскую систему" строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды. "И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени" - так отзывался Павел Чистяков о своем ученике. Но после пяти лет обучения Валентин Серов академию бросил, не закончив. Ему уже хотелось работать самостоятельно. Любимыми направлениями в творчестве Серова стали пейзажи и портреты. Зачастую он сочетал их в едином пространстве, и это придавало произведениям художника особую эффектность.

В 1887 году Серов, получив гонорар за роспись плафона "Феб лучезарный", по заказу тульских помещиков Селезневых, в мае с друзьями отправился в Италию. А с августа по октябрь он вновь жил у Мамонтовых в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет 12-летней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками". Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца. Валентин Александрович так вспоминал об этой работе: "Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности…"

В 1888 году Серов создал картину, которую впоследствии считал самой значительной своей работой, "Девушка, освещенная солнцем". Натурщицей стала двоюродная сестра художника - Мария Симонович. Серов давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Работа над полотном шла три месяца. Симонович должна была позировать по несколько часов в день и при этом сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица.

В. Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1865-1911 гг.
В. Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1865-1911 гг. Фото: wikipedia.org

И "Девочка с персиками", и "Девушка, освещенная солнцем" были показаны в 1888 году на выставке Товарищества передвижников. Именно эти работы принесли Валентину Серову долгожданное признание критиков и публики.

Уже в конце 1880-х Серов завоевал славу одного из лучших портретистов России. Его моделями становились известные писатели, ученые, купцы и промышленники, светские дамы. А впоследствии члены императорской семьи и сам император.

В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину "Император Александр III с семьей" - в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Если обычно Валентин Серов назначал натурщикам множество сеансов, то с царем живописец встретился лишь раз. Над образом Александра III Серов работал в основном по фотографии.

Через четыре года Валентин Александрович получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе. После этого им была написана акварель "Миропомазание Государя Императора". Затем, по заказу императора Николая II, Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку. А в подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал "домашний" портрет Николая II в тужурке. Константин Коровин очень точно сказал об этом портрете: "Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора".

В. Серов. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. 1896 год
В. Серов. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. 1896 год Фото: wikipedia.org

Валентин Александрович преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников были известные в будущем художники: Мартирос Сарьян, Кузьма Петров-Водкин, Константин Юон. Серова избрали членом Товарищества передвижных художественных выставок, а затем и членом Академии художеств. В 1899 году он вошел в творческое объединение "Мир искусства".

Революции 1905 года Серов не принял. В качестве протеста он вышел из Академии художеств и написал картину "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?", посвященную разгону демонстрации казаками. С 1906 года художник активно сотрудничал с Сергеем Дягилевым, делал декорации и афиши для его "Русских сезонов", писал портреты звезд балета - Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн.

В. Серов. Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава? 1905 год
В. Серов. Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава? 1905 год Фото: wikipedia.org

Современники живописца говорили, что у него есть такая особенность: видеть в своих моделях, сквозь все социальные маски, их внутреннюю сущность и умело выражать ее на холсте. За это умение Серова называли "Львом Толстым русской живописи". Поэт Валерий Брюсов утверждал, что "портреты Серова - всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени".

Валентина Серова не стало 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1911 года. Он умер внезапно, от сердечного приступа. И эта неожиданная гибель великого художника потрясла общество. Провожать его в последний путь на кладбище Донского монастыря пришли и собратья по цеху, и высокое начальство во главе с московским генерал-губернатором, и просто поклонники его творчества. В 1939 году прах живописца был перенесен в некрополь Новодевичьего монастыря, где он покоится по сей день.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться