Писатель и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 года в творческой еврейской семье. Его отец Леонид Осипович был художником, мать - Розалия Исидоровна - талантливой пианисткой. Родители переехали в Москву за год до рождения сына. У Бориса было еще две младшие сестры и брат.
В доме Пастернаков часто бывали известные художники, писатели и музыканты, в их числе Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Сергей Иванов, Василий Поленов, Николай Ге, Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. Под влиянием творчества последнего юный Борис всерьез увлекся музыкой. В 1908-м, одновременно с выпускными экзаменами в 5-ой московской гимназии, юноша готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Но в итоге от карьеры профессионального музыканта отказался. Хотя расставание и было довольно болезненным. "Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным", - писал в своих воспоминаниях Пастернак.
Он поступил сначала на юридический факультет Московского университета, затем перешел на философское отделение историко-филологического факультета. Но успешно его закончив, даже не пришел за дипломом.
В начале 1910-х годов Пастернак пробовал писать первые стихи. В тот момент его привлекали всевозможные литературные объединения. Поэт участвовал и во встречах издательства московских символистов "Мусагет", и был членом группы футуристов "Центрифуга". Чуть позже, после знакомства с Маяковским, поддерживал связь с его группой "ЛЕФ" и эпистолярную дружбу с Мариной Цветаевой.
Но очень скоро желание примкнуть к какой-то группе у Пастернака пропало. Он готов был отправиться в самостоятельное "стихотворное плавание". Первое свое стихотворение он, при поддержке поэта и литературоведа Николая Дурылина, опубликовал в 1913 году в сборнике группы поэтов "Лирика". В конце того же года отправилась в печать уже и собственная книга стихотворений Пастернака - "Близнец в тучах". Именно после этого Борис Леонидович стал осознавать себя профессиональным литератором. Через три года вышел его второй сборник - "Поверх барьеров".

В годы Первой мировой войны Пастернак работал домашним учителем, конторщиком на уральских заводах, а параллельно оттачивал и совершенствовал свой стиль. Итогом этих трудов стал поэтический цикл "Сестра моя жизнь", написанный им летом 1917-го и опубликованный в 1922-м.
В 1921 году родители Пастернака и его сестры уехали в Германию по личному ходатайству наркома просвещения Анатолия Луначарского. Официальная причина - для лечения Леонида Осиповича. В Россию они так и не вернулись.
Пастернак же остался на Родине. На конец 1920-х - начало 1930-х годов пришелся короткий период его официального признания. Он активно участвовал в деятельности Союза писателей СССР. В это время создал сборник "Темы и вариации", роман в стихах "Спекторский", цикл "Высокая болезнь", поэмы "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант Шмидт". И к 1928 году поэт обратился к прозе. Многие годы спустя о своем переходе от поэзии к прозе Борис Пастернак написал так: "Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия. В соответствии с этим я могу сказать: стихи - это необработанная, неосуществленная проза…"
В 1934 году на первом съезде Союза писателей СССР член центрального комитета РКП(б) Николай Бухарин выступил с речью и призвал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Это был пик признания соотечественниками творчества Бориса Леонидовича. Отстаивание им своей творческой независимости в итоге вызвало резкую критику партийных кураторов литературы. От него ждали гражданской лирики, а он писал о природе и чувствах.
С середины 1930-х годов писатель в основном занимался переводами. Это стало его основным источником дохода. Многие известные произведения зарубежной классической поэзии мы знаем именно благодаря переводам Бориса Пастернака. Ведь они стали каноническими. "Отелло", "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира, "Фауст" Иоганна Гете, стихи Поля Верлена. Также он переводил современную и классическую грузинскую поэзию. Правда, в конце жизни сожалел: "полжизни отдал на переводы - свое самое плодотворное время".
Первые годы Великой Отечественной войны Борис Пастернак провел в эвакуации в Чистополе. Вместе с другими членами Союза писателей посетил подразделения Красной армии, освободившей Орел. Под впечатлением от поездки Пастернак написал стихотворения "Смерть сапера", "Преследование", "Разведчики", очерки "Поездка в армию" и "Освобожденный город". В 1943 году вышла его книга стихотворений "На ранних поездах", включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.

В 1945 году Пастернак начал работу над произведением, ставшим вершиной творчества писателя - романом "Доктор Живаго". Это окончательное название, до этого Пастернак рассматривал множество других вариантов: "Мальчики и девочки", "Свеча горела", "Смерти нет", "Опыт русского Фауста". Роман, представляющий собой эпическую картину жизни российской интеллигенции на фоне драматических исторических событий первой половины XX века, Борис Леонидович создавал 10 лет. Он писал роман по частям, каждую читал на дружеских встречах. Ему было важно "что будут говорить" о его большом произведении.
Его последняя любовь, муза и прототип главной героини романа Ольга Ивинская работала в тот момент в одном из отделов журнала "Новый мир". Она передавала рукописи машинистке, и та отпечатывала несколько экземпляров, чтобы Пастернак мог раздать главы знакомым.
В 1955 году Пастернак закончил роман. Но советские редакции не спешили его публиковать. Произведение встретило резкую критику со стороны власти и официальной советской литературной среды из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции. Напечатать роман предложил итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли. Пастернак согласился. "Доктор Живаго" вышел в Италии в 1957 году. Спустя некоторое время "Доктора Живаго" опубликовали также в Голландии и Великобритании. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе книгу бесплатно раздавали советским туристам.
На соискание Нобелевской премии по литературе Пастернак выдвигался несколько раз. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю. И вот 23 октября того же года Борис Пастернак стал вторым писателем из России (после Ивана Бунина), удостоенным этой награды с формулировкой "за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа".

После публикации за рубежом "Доктора Живаго" и присуждением Пастернаку Нобелевской премии на Родине вокруг писателя вспыхнул грандиозный скандал, началась его массовая травля в печати. Премию советское руководство расценило как враждебный политический акт. Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране проходили собрания, участники которых выступали против писателя-"предателя" и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал. Тогда и родилось знаменитое выражение "Не читал, но осуждаю!". Буквально через пару дней после присуждения премии в "Литературной газете" вышла статья, в которой роман Пастернака был назван "убогим, злобным, исполненным ненависти к социализму произведением".
В результате Борис Пастернак был вынужден отказаться от премии. Но несмотря ни на какие гонения, СССР он не покинул. В письме на имя Никиты Хрущева писатель признавался: "Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой". Пастернак продолжал оставаться членом Литфонда СССР, публиковался и получал гонорары. Летом 1959 года он начал работу над пьесой "Слепая красавица", оставшейся незавершенной.
Бориса Леонидовича Пастернака не стало 30 мая 1960 года. Он умер на своей даче в Переделкино и был похоронен на местном кладбище. Пастернак был полностью реабилитирован посмертно. Роман "Доктор Живаго" впервые в России опубликовал журнал "Новый мир" в 1988 году. Через год он вышел отдельным изданием.

Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем