издается с 1879Купить журнал

Самое страшное из орудий

Почти все крупномасштабные войны XX века сопровождались пропагандистскими усилиями воюющих сторон с целью деморализовать и разложить изнутри вражескую армию, склонить солдат неприятеля бросить оружие и сдаться в плен.

"Чтобы лжи поверили…"

В годы Второй мировой войны в нацистской Германии для этой цели был создан специальный аппарат, "ибо пропаганда, - считал Адольф Гитлер, - является тем же орудием борьбы, а в руках знатока этого дела - самым страшным из орудий". Общее руководство пропагандистской работой в рейхе осуществляло министерство пропаганды Йозефа Геббельса. Параллельно действовала система пропаганды в ведомстве Альфреда Розенберга, имперского министра восточных территорий. При Генеральном штабе германской армии работало специальное управление по ведению пропаганды среди войск противника и населения оккупированных территорий.

К моменту вторжения на советскую территорию в немецких войсках, предназначенных к войне на Восточном фронте, было сформировано 19 рот пропаганды и 6 взводов военных корреспондентов СС. В их состав входили военные журналисты, переводчики, персонал по обслуживанию пропагандистских радио-автомобилей, сотрудники полевых типографий, специалисты по изданию и распространению антисоветской литературы, плакатов, листовок.

"Искусство" нацистской пропаганды строилось на принципах, изложенных Гитлером:

- "пропаганда должна обращаться только к массе";

- "пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум";

- "излагать идеи кратко, ясно, понятно, в форме легко запоминаемых лозунгов";

- "чтобы лжи поверили, необходимо её пропагандировать самым односторонним, грубым, настойчивым образом".

Отличительной чертой нацистской пропаганды было её особое стремление к примитивизации в расчёте на малообразованные и политически неопытные массы. "Всякая пропаганда, - писал Гитлер, - должна быть доступной для массы; её уровень должен исходить из меры понимания, свойственный самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать… А раз дело идёт о пропаганде во время войны, …то ясно, что пропаганда должна быть максимально проста".

Самым простым и эффективным средством морально-психологического разложения советских войск в условиях войны стали немецкие пропагандистские листовки.

В "Предложениях по составлению листовок для войск противника" Геббельс напоминал своим подчинённым: "Пропаганда разложения - грязное дело, не имеющая ничего общего с верой или мировоззрением. В этом деле решающим является только сам результат. Если нам удастся завоевать доверие противника …и если нам удастся проникнуть в души солдат противника, заронить в них разлагающие их лозунги, - совершенно безразлично, будут ли это марксистские, еврейские или интеллигентские лозунги, лишь бы они были действенны!"

Листовки изготавливали в огромном количестве и ассортименте. Печатались они, как правило, на простой газетной бумаге, в чёрно-белом исполнении, с текстом на одной стороне и рисунком (или фотографией) на другой. Изредка встречались листовки с дополнительным оттиском красного цвета, подчёркивающим важность того или иного элемента листовки, будь то рисунок или политический лозунг. О масштабах тиражей можно судить по одной только записи Геббельса, сделанной им в своём дневнике в июне 1941 года: "Около 50 млн листовок для Красной армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией…"

Первоначально листовки изготавливались в Германии, однако по мере продвижения германских войск вглубь советской территории, их производство было налажено непосредственно в войсках, а также на трофейных советских типографиях. Судя по лексике, используемым художественным приёмам, тексты писались людьми, для которых русский язык был родным.

В отличие от пропагандистских плакатов, адресованных населению оккупированных территорий, "окопные" листовки, предназначенные для распространения в зоне боевых действий советских войск, отличались небольшим форматом - размером с почтовую открытку. Их было удобнее разбрасывать с самолётов над позициями противника, а диверсантам - переносить на себе за линию фронта для распространения в тылу Красной армии.

Практически все они служили одновременно пропуском для добровольного перехода бойцов и командиров РККА на сторону германских войск. Текст пропуска в начальный период войны выглядел обычно так:

"ПРОПУСК. Предъявитель сего, не желая бессмысленного кровопролития за интересы жидов и комиссаров, оставляет побеждённую Красную армию и переходит на сторону Германских Вооружённых Сил. Немецкие офицеры и солдаты окажут перешедшему хороший приём, накормят его и устроят на работу. Пропуск действителен для неограниченного количества переходящих на сторону германских войск командиров и бойцов РККА".

Весной 1943 года, когда в составе германской армии появились коллаборационистские военные формирования из числа граждан СССР, органы пропаганды III рейха начали адресовать листовки-пропуски бойцам многонациональной Красной армии следующего содержания:

"Пропуск действителен для неограниченного числа командиров, бойцов и политработников РККА, переходящих на сторону Германских Вооружённых Сил, их союзников, Русской Освободительной Армии и украинских, кавказских, казачьих, туркестанских и татарских освободительных отрядов".

Основные тезисы "листовочной" пропаганды были разработаны Геббельсом ещё до начала военных действий против Советского Союза: "…никакого антисоциализма, никакого возвращения царизма; не говорить о расчленении русского государства (иначе озлобим настроенную великорусски армию); против Сталина и его еврейских приспешников; земля - крестьянам… Резко обвинять большевизм, разоблачать его неудачи во всех областях. В остальном ориентироваться на ход событий…"

Начавшаяся война подавалась немецкими пропагандистами как освободительная миссия германской народной армии, борющейся против варварства большевиков. Успехи вермахта неизбежны не только потому, что большевистское руководство показало свою полную несостоятельность, но и потому, что Красная армия не хочет и не может воевать за интересы ВКП(б):

"Командиры и бойцы Красной армии! Ваше положение безнадёжно. Всё теснее сжимается кольцо германских войск вокруг вас. Вам не хватает боеприпасов, снабжения и продовольствия, ваши правители и вожди ни к чему не способны, бегут и оставляют вас на произвол судьбы. Многих из вас комвласть до сих пор угнетала и лишала всех прав, теперь же она пользуется вами для защиты своего режима. Ваша борьба бесполезна! Разве это допустимо, чтобы ваше начальство из упрямства всё ещё беспощадно гнало вас на неизбежную смерть? Нет - вам ваша жизнь дорога! Сохраните же её для лучшего будущего и для ваших семей. Переходите к немцам - там вас ждёт хорошее обращение и пропитание, а также скорое возвращение на родину".

"Враги Сталина - наши друзья!"

Особые усилия немецкой пропаганды были сосредоточены на фигуре Сталина. В одной из листовок привычная аббревиатура "СССР" расшифровывалась как "Смерть Сталина Спасёт Россию". Тут же карикатура: пролетарский молот ударяет Сталина по голове, а крестьянский серп приставлен к его шее.

В другой листовке карикатурный Сталин с хищническим оскалом строгает гробы, на гробах номера погибших дивизий и армий. Подпись под рисунком: "Батюшка Сталин заботиться о своих дивизиях…"

В июле 1941 года под Витебском командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка 14-ой бронетанковой дивизии Яков Джугашвили попал в плен. Для немецких пропагандистов это стало настоящей удачей. В срочном порядке изготовили листовку "А вы знаете, кто это?", где были помещены фотографии Якова в окружении немецких офицеров. На обратной стороне следовал текст:

"Это Яков Джугашвили, старший сын Сталина… Он сдался в плен, потому что всякое сопротивление Германской армии отныне бесполезно! Следуйте примеру сына Сталина - он жив, здоров и чувствует себя прекрасно. Зачем вам приносить бесполезные жертвы, идти на верную смерть, когда даже сын вашего верховного заправилы уже сдался в плен. Переходите и вы!"

Такие листовки тысячами были разбросаны с немецких самолётов. Одну из них в специальном, опечатанном сургучом, конверте доставили с фронта по поручению Жданова лично Сталину. А через несколько дней появилась новая листовка. В неё был включён текст письма, написанного якобы рукой Якова:

"Дорогой отец, я вполне здоров, буду отправлен в один из офицерских лагерей в Германии. Обращение хорошее. Желаю здоровья, привет всем. Яша".

Сталин, похоже, поверил тогда в измену сына, и можно только догадываться, какой эффект произвела эта листовка на отступающие советские войска.

Однако это было ещё не всё. Немцы, используя факт пленения Якова, пустились на откровенную фальсификацию. Была изготовлена листовка "Вслед за сыном Сталина сдался в плен и сын Ворошилова". Там же размещалась карикатура, на которой Сталин и Ворошилов трусливо выглядывают из-за кремлёвской стены. У стены - немецкий солдат с табличкой в руках "Здесь сдаются в плен". Пленённый Яков с распростёртыми объятиями приветствует Сергея Ворошилова. За спиной Сергея - целая колонна детей кремлёвских сановников, идущих к немцам. Ниже карикатуры была напечатана небольшая пропагандистская "поэма":

  • Сталин-сын: Вот и ты в плену, Серёжа.
  • Здравствуй, друг души моей.
  • Ворошилов-сын:
  • А за мной идёт в плен тоже
  • Хвост из красных сыновей.
  • Вот, гляди, разоружённый
  • В плен идёт и сын Будённый.
  • А за ним, отбыв свой срок,
  • Тимошенковский сынок,
  • А за ними и другие
  • Для спасения России,
  • Бодро к немцам в плен идут,
  • На папаш своих плюют…

Уничижая Сталина, немцы прибегали и к более изощрённым способам пропаганды. Они изготавливали, например, провокационные листовки, написанные якобы командирами и комиссарами РККА для тех своих бойцов, которые, искренне сражаясь за социализм, не могли не видеть порочные черты сталинского режима. В них говорилось:

"Сам Ленин не желал, чтобы Сталин стал его преемником. Ленин не доверял Сталину и чувствовал, что при нём Советский Союз погибнет… В наших руках оружие, и мы сбросим проклятое сталинское иго!"

Для большей достоверности некоторые из таких листовок были построены на подлинных цитатах Ленина из знаменитого "Письма к съезду" и снабжались лозунгами "За дело Ленина! Долой Сталина! За ленинский социализм!"

Даже союзнические отношения СССР с Великобританией и США нацистская пропаганда вменяла в вину Сталину, пытаясь доказать, что эта война для советских солдат является войной за чужие интересы. Трудящиеся России, убеждали немцы, - не враги Германии. Враги Германии - Сталин и его приспешники, вступившие в сговор с англо-американскими капиталистами. Поэтому защищать сталинский режим на деле означает оказывать поддержку мировой буржуазии.

Красноармейцев целенаправленно подводили к мысли, что дружба с англо-американскими капиталистами окончательно обнаружила антинародную сущность политики Сталина, для которого его личные интересы и интересы его капиталистических союзников неизмеримо важнее интересов и нужд народов России. А потому:

"Война будет окончена только после уничтожения большевизма. Никакие компромиссы невозможны. Не гибни напрасно, не поддерживай зря обречённый на гибель режим Сталина! Помоги его свергнуть! Откажись его защищать. Смерть Сталина спасёт Россию! Враги Сталина - наши друзья!"

"Жиды - вечные враги вашего народа!"

Не меньше усилий нацистские пропагандисты приложили к разжиганию в красноармейской среде самого примитивного антисемитизма. Фашисты, чья ненависть к евреям носила патологический характер, видели в евреях особый класс, который фактически господствует в СССР. Нацистская пропаганда утверждала, что большевистская партия и её карательные органы - ГПУ - НКВД - на самом деле являются марионетками в руках всемирного еврейского заговора, цель которого - порабощение народов мира. Евреев обвиняли в том, что начавшаяся война была развязана по их инициативе; что они являются нацией-паразитом, живущей за счёт других; что евреи, захватив власть в России, создали советскую тюрьму народов.

Вывод из всего этого делался следующий: большевизм и еврейство - одно целое. И то, и другое является врагом народов России и подлежит уничтожению.

Листовки призывали: "Бей жидовское отродье! Уничтожай этот бич человечества и ты этим закончишь войну!"

Ассортимент антисемитских листовок был, пожалуй, самым обильным в арсенале пропагандистов рейха. Здесь использовались различные приёмы и средства идеологического разложения советских солдат - от примитивных лозунгов типа "Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!" до пламенных воззваний начать новую, на этот раз - антибольшевистскую-антиеврейскую революцию.

Не гнушались немецкие пропагандисты и так называемыми "лёгкими" жанрами: карикатурой, незамысловатыми юмористическими стишками. Они легко запоминались и при случае пересказывались другим.

В одной из листовок был помещён карикатурный рисунок еврея-кузнеца. Тут же подпись: "Разве такое бывает? Heт! Жид никогда сам не работает!". Далее следовало саркастическое обращение к красноармейцу:

"Работай и сражайся и дальше за жида, чтобы он в тылу мог спокойно продолжать загонять товары и набивать себе карманы".

Немецкими военными пропагандистами был даже придуман некий поэтический герой - русский бывалый солдат Фома Смыслов, который даёт житейские советы и наставления молодым красноармейцам. В своём заветном слове дед Фома - этакий народный сказитель - вспоминает, какой могучей и богатой была Русь, пока "в Кремле не завёлся жид". Он-де, жид, и развязал эту войну, поссорив русских с немцами, сам спрятался в тылу и гонит оттуда ребят на бойню. Заканчивается "Завещание" Фомы словами:

  • Нам с немцем спорить не о чем, мы много славных лет
  • Живали с ним соседями, видали вместе бед.
  • Мы били дружно с немцами не раз наших врагов,
  • Но не было в правительстве тогда у нас жидов!
  • Послушайте ребята, что завещал мне дед:
  • "Земля наша богата, жиду ж в ней места нет!"

"Новая жизнь без каторжных колхозов!"

Деятельность сталинского руководства в 1920-1930-х годах давала нацистам богатую пищу для критики советских порядков. Раскулачивание, массовые репрессии и голод, насильственная коллективизация, гонения на Церковь, стахановщина и соцсоревнования - все эти темы обыгрывались немецкой пропагандой, адресованной бойцам и командирам Красной армии.

Зная, что основную массу красноармейцев составляли выходцы из крестьян - самого обездоленного и обиженного советской властью сословия, немецкие пропагандисты сделали одним из главных пунктов своей программы обещание ликвидировать колхозы и вернуть крестьянам единоличные хозяйства. Пропагандисты Третьего рейха, твердили о том, что германский солдат несёт в Россию землю и волю.

Надо признать, пропагандистский натиск приносил свои результаты: нередко в советских деревнях немцев встречали хлебом-солью, как освободителей от колхозов, налогов и репрессий.

Однако суть "нового аграрного порядка" крестьяне оккупированных территорий поняли довольно быстро: колхозы так и не были ликвидированы, немецкие власти их просто переименовали в общинные хозяйства. Крестьяне не получили индивидуальных земельных наделов и обязаны были обрабатывать общинные земли под строгим надзором управляющего, назначаемого оккупационными властями. Уклонистов от общих работ ожидало суровое наказание военного суда. Весь урожай поступал в распоряжение немецких властей, а крестьяне за свою работу получали плату. Размеры и формы оплаты устанавливались по усмотрению местных начальников.

В общем, ничего нового по сравнению с большевистской властью немецкий "новый порядок" крестьянам не дал: те же принудительные общественные работы, изъятие излишков, репрессии, голод и нищета. Вековая мечта земледельца о владении личным куском земли так и не осуществилась.

Между тем, немецкие фронтовые листовки откровенно лгали, поторапливая красноармейцев сдаваться в плен:

"Торопитесь! Немцы в занятых ими областях уже приступают к разрешению земельного вопроса. Красноармейцы, не опоздайте, иначе вы останетесь без земли!"

"Вы будете у нас встречены, как товарищи"

На третьем году войны тональность нацистских пропагандистских листовок существенно изменилась. В них постепенно исчезли тезисы о непобедимости германской армии, о бесперспективности и бессмысленности сопротивления её боевой мощи. Теперь всё чаще, агитируя красноармейцев сложить оружие, военные пропагандисты рейха играли на самых уязвимых человеческих чувствах, апеллируя к инстинкту самосохранения солдат. Тяготы армейского быта, холод, недоедание, жестокость командиров, страх быть убитым, усталость и недосыпание - вот, что становилось темами пропагандистских мероприятий по разложению советских войск.

Зачем страдать? Все ужасы фронта можно прекратить в один момент: "Достаточно поднять обе руки и крикнуть: "Сталин капут!" или "Штыки в землю!". И тебе гарантировано "хорошее обращение, питание и возможность устроиться на работу по специальности".

Эксплуатируя чувство тоски по родному дому, пропагандисты германской армии обращались к красноармейцам:

"Почему Вам, бойцам и командирам, пробывшим на фронте уже три года, не предоставляют короткого отпуска домой к семье? Да только потому, что бы Вы не знали и не видели, что твориться в тылу и Вашем доме. Три года Ваши жёны и дети не знают сытого дня, а города и сёла переполнены жидами-спекулянтами, которые живут за счёт труда Ваших семей".

Не забывали специалисты по "пропаганде разложения" и эротические темы, дабы вызвать у красноармейцев чувство ревности и боли за оставшихся в тылу жён и дочерей. В той же листовке читаем:

"Эти жиды-спекулянты принуждают русских и украинских женщин и девушек, жён командиров и красноармейцев за кусок хлеба продавать им своё тело".

Для деморализации красноармейцев сотрудники Геббельса публиковали в листовках информацию о командирах РККА, безнаказанно занимавшихся в тылу пьянством и развратом, в то время как на передовой любой солдат за малейший проступок мог быть приговорён к смертной казни. Для большей убедительности в листовках указывались имена казнённых военнослужащих, названия и номера воинских частей. Советские солдаты рисовались здесь невинными и молчаливыми жертвами бесчеловечных поступков своих офицеров.

Призывая красноармейцев сдаваться в плен, немецкие пропагандисты обещали солдатам то, в чём они больше всего нуждались: тепло, горячую пищу и главное - сохранить жизнь. Однако немцы не были бы немцами, если бы даже в пропагандистских листовках не публиковали инструкции для "будущих советских пленных" о поведении в немецком плену. Вот лишь некоторые пункты такой инструкции:

"…Ты должен соблюдать идеальную чистоту в отношении твоих и доверенных тебе немцами вещей. Твоё тело должно быть всегда чистым.

…Твоё поведение должно быть дисциплинированным и по-военному.

…В работе соблюдать чистоту и исполнительность. Мы требуем точность".

***

А что же советская сторона? Уже на третий день войны, 25 июня 1941 года, было принято совместное решение Политбюро ВКП(б) и Правительства СССР о систематическом проведении пропаганды среди войск и населения противника. Следом было создано Советское бюро военно-политической пропаганды, которому вменялось в обязанность определять содержание, формы и методы работы по морально-психологическому разложению врага. В полную силу заработал отдел по работе среди войск противника (так называемый 7-й отдел) при Главном управлении политической пропаганды Красной армии (ГУППКА).

Общими усилиями только за первые две недели было издано 67 листовок тиражом 90 млн экземпляров. Тогда же был налажен выпуск 18 газет на иностранных языках, в том числе 10 - на немецком. В июле-августе стали издаваться серии информационных листовок: "Международная информация", "Что происходит в Германии", "Как живут военнопленные в Советской России". Всего за годы Великой Отечественной войны было издано и распространено более 2 млрд 700 млн экземпляров листовок, газет, брошюр и других печатных материалов пропагандистского характера на двадцати иностранных языках.

Однако самые первые попытки оказания разлагающего воздействия на войска противника со стороны СССР нельзя назвать успешными: немецкого солдата, которому только что пообещали русскую землю и славян-рабов во владение, призывали "повернуть оружие против ваших действительных врагов", бороться за свержение гитлеровского режима под советскими знамёнами. Авторам советских листовок начала войны не удалось избежать наивных представлений о незыблемости пролетарского интернационализма и классовых симпатий простых немцев к единственной стране социализма. Как и следовало ожидать, особого воздействия подобные обращения не возымели. В июне 1941 года Геббельс записал в дневнике: "Москва призывает наших солдат к дезертирству, делает это глупо и неумело, но нам следует на такие призывы обратить внимание".

Лишь с зимы 1942-го, после разгрома фашистов под Москвой, советская пропаганда начала приобретать более или менее действенный характер, поскольку при составлении листовок начали учитываться менталитет противника, его психологическое состояние и особенности конкретной ситуации. Нередко текст листовки предварительно показывался немецким военнопленным, которые помогали обогатить её аргументами, солдатскими выражениями и идиомами.

В свою очередь, по мере того, как среди красноармейцев стала распространяться информация об истинном положении советских военнопленных в немецком плену, действенность нацистской "пропаганды разложения" значительно поубавилась, а после 1943 года, с завершением коренного перелома в войне и массовым отступлением частей германской армии по всему фронту, и вовсе стала ничтожной.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться