12 февраля 1955 года - дата для отечественной космонавтики не менее значимая, чем 12 апреля 1961-го. Именно в этот день было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского испытательного полигона №5 Министерства обороны СССР (НИИП №5 МО СССР), изначально предназначавшегося для испытания боевых ракет и исследований в области космической техники. Это решение стало началом истории первого и крупнейшего в мире космодрома, получившего название "Байконур".
![Ракета-носитель с космическим кораблем Союз-9 на стартовом столе. 1970 год Ракета-носитель с космическим кораблем Союз-9 на стартовом столе. 1970 год](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2025/02/11/ria_v-frumson-raketa-nositel-s-kosmicheskim-korablem-soyuz-9-na-startovom-stole-1970_23a.jpg)
РИА Новости/В. Фрумсон
Ракета-носитель с космическим кораблем Союз-9 на стартовом столе. 1970 год
За год до этого была создана Государственная комиссия, задачей которой стал выбор места для будущего космодрома. Кстати, такого слова в тот момент в русском языке еще не существовало. Новый строительный объект называли "экспериментальным диапазоном". После внимательного изучения нескольких районов, комиссия приняла решение разместить его в пустынном районе Казахской ССР, около разъезда Торетам (раньше Тюра-Там) железной дороги Москва-Ташкент.
На этом варианте настоял "отец отечественной космонавтики" Сергей Королев. Все потому, что место это имело ряд неоспоримых преимуществ: равнинная полупустынная местность, малонаселенность, наличие рядом крупной реки Сыр-Дарьи, железнодорожной магистрали и автомобильной трассы, а самое главное - близость к экватору, что означало возможность использовать во время запусков дополнительную скорость вращения Земли. В первой половине 1955 года район формирования полигона носил условное наименование "Тайга".
![Сергей Королев и Георгий Шубников выбирают место для будущего космодрома. 1954 год](https://cdnstatic.rg.ru/crop1000x664/uploads/images/2025/02/11/4055404-1_470.jpg)
Первые военные и строительные бригады прибыли сюда ровно за месяц до официального постановления о создании НИИП № 5МО СССР. Руководил строительством генерал Георгий Шубников - опытный военный строитель. Засекреченность объекта была максимальной, сначала строители даже не догадывались, над чем работают.
После прокладки автомобильной и железной дорог началось строительство первого стартового комплекса, для создания которого требовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона. С этой задачей удалось справиться за четыре месяца, после этого начался монтаж пускового оборудования.
Один из участников создания космодрома генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Михаил Георгиевич Григоренко так вспоминал о сложностях, связанных с его строительством: "...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно…".
![Начало строительства Байконура. Первая техника в казахстанской степи. 1955 год](https://cdnstatic.rg.ru/crop1000x577/uploads/images/2025/02/11/nachalo-baykonura-pervaya-tehnika-v-kazahstanskoy-stepi-1_0cc.jpg)
5 мая 1955 года началось строительство поселка испытателей. Появились кварталы с деревянными бараками, которые затем были застроены типовыми советскими многоэтажками. Естественно, поселок был строго засекречен и в разные годы назывался по-разному: "Ташкент-90", "Звездоград", "Заря", город Ленинск и, наконец, с 1995 года переименован в "Байконур". С последним названием связана интересная история.
В 300 километрах к северу от строящегося космодрома находилось казахское поселение Байконыр (русск. Байконур), известное еще с начала XIX века. Именно оно для дезинформирования американской разведки указывалось как место ракетных и космических испытаний, хотя ничего подобного, на самом деле, в поселении Байконур не проводилось. Согласно одной из распространенных версий, там - на северных отрогах хребта Алатау - был даже возведен космодром-муляж: выполненные из дерева стартовые установки, монтажно-испытательные корпуса и другая инфраструктура.
Координаты именно этого "ложного космодрома" у Байконура были сообщены в международные организации после запуска 12 апреля 1961 года космического корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту. Название "Байконур", подхваченное всеми советскими СМИ, настолько прочно стало ассоциироваться с реальным космодромом, что, в итоге, окончательно за ним закрепилось.
Официальным днем рождения космодрома считается 2 июня 1955 года. Тогда директивой Генштаба была утверждена штатная структура НИИП №5 МО СССР. 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая на этом комплексе уже установили межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, разработанную в конструкторском бюро Сергея Королева. Через 9 дней состоялся первый ее успешный пуск.
![Ракета Р-7 перед стартом на полигоне Байконур. 1957 год](https://cdnstatic.rg.ru/crop1000x1407/uploads/images/2025/02/11/raketa-r-7-pered-startom-na-poligone-baykonur-1957-1_c84.jpg)
4 октября 1957 года специалистами космодрома при помощи ракеты на базе Р-7 на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. Это грандиозное событие ознаменовало начало космической эры человечества. Скоро с космодрома последовали новые запуски. В 1960 году на "Спутнике-5" в космос отправились знаменитые Белка и Стрелка. С пусковой площадки №1 в 1961-м был произведен легендарный запуск ракеты-носителя "Восток" с Юрием Гагариным. Эта площадка, впоследствии, получила название "Гагаринский старт" и использовалась вплоть до 2019 года. В 1963 году отсюда же свой полет совершила первая в мире женщина-космонавт - Валентина Терешкова. А также, помимо пилотируемых космических кораблей серий "Восток", "Восход", "Союз", с "Байконура" были запущены орбитальные станции серий "Салют", "Мир" и межпланетные космические аппараты.
Еще в советское время "Байконур" стал площадкой для международного сотрудничества. В 1975 году с космодрома стартовал корабль "Союз-19", состыковавшийся на околоземной орбите с американским кораблем "Аполлон". Событие вошло в историю как "рукопожатие в космосе", а сама миссия "Союз-Аполлон" стала символом мирного сотрудничества СССР и США в вопросах освоения космоса.
В 1980-х годах отечественная космическая сфера продолжала развиваться, хотя новые проекты и не выглядели столь прорывными, по сравнению с достижениями 1950‑1970-х годов. Долгосрочным проектом, запущенным с "Байконура", стала орбитальная станция "Мир". В 1986-м ее первый модуль был доставлен на околоземную орбиту на ракете-носителе "Протон-К", затем к нему было пристыковано еще 6 жилых и научно-исследовательских модулей. Станция "Мир" стала первой в истории многомодульной космической станцией. На ней побывало более 100 космонавтов из 12 стран. Вместо запланированных 5 лет станция использовалась 15 и была затоплена лишь в 2001-м.
![Площадь В.И. Ленина в Звездограде (неофициальное название поселка Ленинского, ныне город Байконур). 1968 год](https://cdnstatic.rg.ru/crop1000x722/uploads/images/2025/02/11/ria_561191hr_738.jpg)
После распада СССР, в начале 1990-х, космодром и тогда еще город Ленинск оказались на территории Республики Казахстан. В тот момент многие космические программы были свернуты, сократилось количество запусков, уехало большое количество специалистов. Чтобы не допустить дальнейшего упадка космической отрасли, в 1994 году Россия и Казахстан подписали соглашение об аренде российской стороной на 20 лет космодрома "Байконур" и города Ленинск. В 2004-м срок аренды был продлен до 2050 года.
Сегодня космодром "Байконур" продолжает оставаться уникальным научно-техническим комплексом и международным космическим портом. В год с его стартовых комплексов осуществляется около 20 пусков ракет космического назначения.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем