13 февраля 1895 года братья Луи и Огюст Люмьер - сыновья производителя фотопринадлежностей из Лиона - запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения, пригодный для коммерческого использования. Он был назван "кинематографом" ("синематографом") и стал прадедушкой современной кинокамеры.
С непосредственным изобретением этого киноаппарата связана одна легенда. Якобы однажды ночью Луи Люмьера мучила головная боль. Она не давала ему заснуть. Но к утру был готов замысел нового устройства - проектора с кулачковым механизмом для подачи перфорированной пленки с изображением.
На самом деле, все немного сложнее. За два года до патента братьев Люмьер легендарный американский инженер Томас Эдисон запатентовал кинетоскоп, заставлявший двигаться изображения. Люмьеры, всегда проявлявшие особый интерес к снимкам в движении, не могли пропустить это событие. Тем не менее, используя отдельные идеи американского изобретателя, французы создали собственную технологию. Куда более полноценную и доработанную. Хотя бы потому, что кинематограф братьев Люмьер был рассчитан на коллективный просмотр, в отличие от кинетоскопа, в который мог смотреть лишь один человек. Кстати, Люмьеры работали не одни. В создании "кинематографа" им помогал Жюль Карпантье, разработавший проекционный аппарат для демонстрации кинолент.
С помощью своего изобретения Люмьерам удалось снять несколько кинороликов продолжительностью чуть больше минуты. Длина фильма ограничивалась длиной пленки, которая составляла тогда около 15 метров. Братья начали показывать их людям из фотоиндустрии. Таких показов было несколько, но в историю они не вошли.
Первый полноценный кинопоказ братьев Люмьер для всех желающих состоялся 28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинок (хотя в некоторых источниках указано "Капуцинов") в подвале "Гран-кафе". Билет на сеанс стоил один франк. За эти деньги можно было посмотреть 10 маленьких фильмов - девять неигровых и один постановочный под названием "Политый поливальщик" -, каждый из которых длился менее минуты. Это историческое событие привлекло внимание 33 человек.
Именно с этого коммерческого показа началась история мирового кино. И хотя на сеансе прессы не было, слухи о "движущихся картинках" быстро распространились по всему городу. Вскоре полиции у этого кафе пришлось держать оборону, ведь к прекрасному хотела прикоснуться не одна тысяча желающих.
Для российского зрителя реальная история на бульваре Капуцинок неразрывно связана с историей вымышленной, показанной в известном советском комедийном вестерне 1987 года "Человек с бульвара Капуцинов" режиссера Аллы Суриковой. Автором сценария стал Эдуард Акопов, придумавший историю про несуществующий американский город Санта-Каролина, куда прибывает из Европы мистер Фёст в блестящем исполнении Андрея Миронова. Он побывал на тех самых первых кинопоказах, организованных братьями Люмьер, и мечтает организовать свой кинотеатр. Ставшую крылатой фразу "Билли, заряжай!" прекрасно знает каждый, кто хоть раз слышал об этой киноленте.
Самый знаменитый фильм братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота", ставший настоящим символом киноиндустрии на многие десятки лет, 28 декабря 1895 года, вопреки расхожему мнению, показан не был. Этот миф родился, скорее всего, из-за невероятной популярности кинокартины. На самом деле, первый сеанс "Прибытия поезда" состоялся только 6 января 1896 года в Лионе. И часто описываемая паника у зрителей, скорее всего, тоже была преувеличена. Да, необычное представление заставило некоторых отклоняться в креслах, но никто не убегал от приближающегося на экране локомотива. Тем не менее, мастерство подачи отмечал даже Максим Горький, присутствовавший на сеансе спустя полгода после премьеры легендарной кинокартины.
Звучит парадоксально, но братья Люмьер, снявшие за свою недолгую кинокарьеру 1800 коротких фильмов, в будущее кинематографа не верили. Они считали, что кино никогда не выйдет дальше показа сценок из жизни, а, следовательно, интерес к нему быстро будет потерян. О, как они ошибались!
Изобретение Люмьеров оценили мгновенно. Чуть ли не в каждом европейском городе находились желающие устроить сеанс кинематографа. Братья организовали что-то нечто франшизы. Заказчики брали напрокат аппараты, а помогали с ними работать в пункте назначения представители компании Люмьеров. Первый киносеанс в Российской империи также был проведен с помощью представителей Люмьеров. Это произошло 4 мая 1896 года в петербургском саду "Аквариум". Через два дня на Невском проспекте открылся первый отечественный кинотеатр, а уже 14 мая (26-го по новому стилю) операторы братьев Люмьер снимали коронацию Николая II.
Первым фильмом, созданным именно российскими кинематографистами, стал "Понизовая вольница" - вольная постановка песни Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень" (о Стеньке Разине и княжне). Его премьера состоялась 15 октября 1908 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем